Navigation bar
  Print document Start Previous page
 262 of 402 
Next page End  

Это только две из многих областей, в которых теория Бандуры послужила стимулом для
энергичных научных изысканий.
Насилие по телевидению: модели агрессии в каждой гостиной
Очевидно, что не все научение через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам.
Действительно, люди могут научиться нежелательным и антиобщественным формам поведения
посредством тех же процессов, которые благоприятствуют развитию сотрудничества, сопереживания,
альтруизма и навыков эффективного решения проблем. Давно предполагалось, что насилие,
демонстрируемое в средствах массовой информации, особенно по телевидению, негативно влияет на
зрителей.
Начиная с лабораторных исследований, предпринятых Бандурой и его коллегами в 1960-х годах
(Bandura, 1965; Bandura et al., 1963), было собрано значительное количество данных о влиянии
телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды, к которым исследователи неоднократно
обращались (Bandura, 1979; Eron, Huesmann, 1985; Geen, Thomas, 1986), показывают, что длительная
экспозиция насилия по телевидению может приводить к: 1) увеличению агрессивности поведения; 2)
уменьшению факторов, сдерживающих агрессию; 3) притуплению чувствительности к агрессии; 4)
формированию образа социальной реальности, на котором основываются многие из таких действий.
Давайте более подробно остановимся на этих влияниях.
Наибольшее число фактов, свидетельствующих, что насилие, демонстрируемое в кино,
способствует агрессивному поведению, получено из лабораторных исследований. Обычно испытуемые
смотрели фрагмент программы либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающей, но без показа
насилия. Затем им давали возможность выразить агрессию по отношению к другому человеку, чаще при
помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Хотя
были случайные исключения (Freedman, 1986), исследователи обычно обнаруживали, что испытуемые,
которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел
программу без демонстрации насилия (Friedrich-Cofer, Huston, 1986; Geen, 1983; Geen, Thomas, 1986;
Husemann, Malamuth, 1986). Хотя такое исследование очень наглядно, у него есть некоторые серьезные
ограничения. Воздействие сохраняется в течение краткого промежутка времени, и действия,
посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку (например, нажатие
кнопки для электрического разряда), далеки от реальной жизни. Следовательно, уместно спросить,
насколько существенна информация о влиянии телевидения и агрессивных фильмов, полученная при
помощи этих исследований, для повседневной жизни.
Чтобы ответить на этот вопрос, несколько ученых провели полевые исследования по измерению
влияния демонстрации насилия в различные периоды времени вне лабораторных условий (Eron, 1987;
Hicks, 1968; Leyens et al., 1975; Singer, Singer, 1981). Среди этих лонгитюдных статистических
исследований наиболее достойна внимания работа Ирона и его коллег (Eron, 1980; Eron et al., 1972,
1987). В 1960 году они провели обследование среди школьников третьего года обучения (875 мальчиков
и девочек) в полуаграрном городке северной части штата Нью-Йорк. Они изучили некоторые
поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собрали данные об их родителях и
домашнем окружении. Основным открытием этого начального исследования было то, что восьмилетние
дети, предпочитающие телевизионные программы, показывающие насилие, числились среди наиболее
агрессивных в школе. Через десять лет ученые провели повторное обследование 427 из этих детей,
чтобы изучить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они
смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивны они были теперь. Они обнаружили, что
частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте в какой-то степени предсказало агрессивность в
возрасте 18 лет. Дети, отнесенные к агрессивным своими восьмилетними сверстниками, оценивались
как агрессивные и подростками, знавшими их в 18-летнем возрасте, то есть наблюдалась стабильность в
агрессивном поведении на протяжении 10 лет. Более поразительным, однако, было открытие, что дети,
считавшиеся агрессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали внимание полиции в
течение последующих 10 лет, чем те, кто был неагрессивен (Lefkowitz et al., 1977). Фактически
наилучшим предсказателем мужской агрессии в возрасте 18 лет, даже после контроля на враждебность
по другим факторам, была степень насилия в телевизионных программах, которые они предпочитали
смотреть в восьмилетнем возрасте (Eron, 1980).
Не так давно Ирон и его коллеги (Eron et al., 1987) сообщили о втором исследовании свыше 400
индивидов из той же группы, которым к этому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее,
Hosted by uCoz