меньше. В то же время является несомненным факт, что сообщения о насилии оказывают большое
влияние на возникновение у людей страхов. Например, Хит (Heath, 1984) классифицировал газетные
отчеты о разбойных нападениях по категориям случайности (отсутствие очевидной мотивации),
сенсационности (странные и жуткие подробности), местоположения (около дома или далеко). Затем
читателей газет опросили, какие чувства у них возникают по поводу тех или иных сообщений. Когда
люди читают о местных преступлениях, они бывают напуганы больше, если преступление
классифицируется как случайное (немотивированное) и в сообщении приводятся сенсационные
подробности, чем в случае, когда ни один из этих факторов не выделен в газетном отчете. И напротив,
когда люди читают о преступлениях в других районах, они меньше боятся, если мотивы были
случайными и сообщаются сенсационные подробности. Таким образом, оказывается, что люди могут
защитить себя по крайней мере против некоторых атак насилия в средствах массовой информации.
Географическая отдаленность создает чувство психологической безопасности, и они могут отрицать
свою собственную уязвимость и возможность стать жертвой.
Потенциальные долговременные последствия насилия, исходящего из средств массовой
информации, трудно представить себе. Рассмотрим только несколько фактов, касающихся просмотра
телевизионных передач. Недавние исследования показали, что средний десятилетний ребенок в США
проводит больше времени перед телевизором, чем в классе (Tangney, Feshbach, 1988), и это положение
не меняется уже больше 20 лет (Liebert, Sprafkin, 1988). Фактически средний американский ребенок
проводит у телевизора около 30 часов в неделю. Какое же социальное поведение моделируется в
результате такого немыслимого поглощения телевизионных программ? В Соединенных Штатах,
начиная с 1967 года, Гербнер и соавт. (Gerbner et al., 1980; Gerbner et al., 1986) проводили оценку
развлекательных программ для детей, демонстрирующихся в самое удобное время суток в будние дни и
утром в субботу. Они обнаружили, что зрители сыты по горло постоянным насилием. А именно, в
программах, идущих в самое удобное время, в среднем демонстрируется пять актов насилия в час; в
утренних субботних программах для детей около 20 в час. Отчет Национального института
психического здоровья (National Institute of Mental Health, 1982) содержит данные, что к 16-летнему
возрасту средний телевизионный зритель вероятно видел около 13 000 убийств и множество других
актов насилия. Судя по этой статистике, мы можем смело сделать вывод, что просмотр насилия по
телевидению действительно содействует, по крайней мере косвенно, агрессии, что прямо ведет к
межличностным проблемам. Более того, результаты статистических и экспериментальных
исследований (приведенные выше) позволяют сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению
снижает чувствительность зрителей к агрессии, ослабляет сдерживающие агрессию силы и изменяет их
восприятие действительности.
Если мы допустим, что насилие в средствах массовой информации может увеличить вероятность
агрессивных поступков, особенно среди молодых зрителей, какие шаги мы можем предпринять против
агрессивного поведения? Бандура дал много рекомендаций (Bandura, 1973). Он предложил, например,
чтобы на личном уровне родители моделировали неагрессивные формы поведения для своих детей,
поощряли неагрессивное поведение. К этой идее стоит прислушаться, так как Бандура полагает, что в
повседневной жизни агрессивные модели чаще всего встречаются в семье (Bandura, 1979). К тому же он
настаивает на том, чтобы родители пытались оградить своих детей от насилия по телевидению, заранее
оценивая содержание таких программ. Бандура далее рекомендует родителям смотреть телевизионные
программы вместе с детьми и комментировать их с тем, чтобы они были восприимчивы, а не
равнодушны к злу и страданиям, вызываемым актами насилия. В то же время Бандура не предполагает
наивно, что его рекомендации сами собой устранят проблему: «Как и для многих других проблем,
стоящих перед людьми, нет простого способа понижения уровня разрушительных сил в обществе. Это
требует и индивидуальных корректирующих усилий, и усилий группового действия, направленных на
изменение функционирования социальной системы» (Bandura, 1973, р. 323).
Самоэффективность: как научиться преодолевать свои страхи
Бандура постоянно направляет свои усилия на развитие методов терапевтического изменения
поведения и разработку единой теории поведенческих изменений. Фактически он теперь утверждает,
что «о ценности теории можно в конечном итоге судить по ее полезности, которая доказывается
результативностью методов воздействия на психологические изменения» (Bandura, 1986, р. 4). Делая
акцент на развитии методик изменения поведения, Бандура твердо полагает, что их клиническое
применение должно основываться на понимании принципов, лежащих в их основе, а также
|