Thomas M. H., Horton R. W., Lippincott E. C., Drabman R. S. (1977). Desensitization to portrayals of
real-life aggression as a function of exposure to television violence. Journal of Personality and Social
Psychology, 35, 450-458.
Wallston K. A., Wallston B. S. (1981). Health locus of control scales. In H. F. Lefcourt (Ed.). Research
with the locus of control construct (Vol. 1, pp. 189-243). New York: Academic Press.
Wallston К. A., Wallston В. S. (1982). Who is responsible for your health?: The construct of health locus
of control. In G. Sanders and J. Suls (Eds.). Social psychology of health and illness. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Watson D. L., Tharp R. G. (1989). Self-directed behavior: Self-modification for personal adjustment.
Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Weinberg R. S., Hughes H. H., Critelli J. W., England R., Jackson A. (1984). Effects of preexisting and
manipulated self-efficacy on weight loss in a self-control group. Journal of Personality Research, 18, 352-358.
Wojcik J. (1988). Social learning predictors of the avoidance of smoking relapse. Addictive Behaviors,
13, 177-180.
Zimmerman B. J., Rosenthal J. T. (1974). Observational learning of rule governed behavior by children.
Psychological Bulletin, 81, 29-42.
Рекомендуемая литература
Bandura A. (1984). Recycling misconceptions of perceived self-efficacy. Cognitive Therapy and
Research, 8, 231-255.
Bandura A. (1986). Social foundations of thought and action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Bandura A., Wood R. E. (1989). Effect of perceived controllability and performance standards on self-
regulation of complex decision-making. Journal of Personality and Social Psychology, 56, 805-814.
Evans R. I. (1989). Albert Bandura: The man and his ideas. Westport, CT: Greenwood Press.
Kavanagh D. J., Bower G. H. (1985). Mood and self-efficacy: Impact of joy and sadness on perceived
capabilities. Behavior Therapy and Research, 9, 507-525.
Rotter J. B. (1981). The psychological situation in social learning theory. In D. Magnusson (Ed.).
Toward a psychology of situations: An interactional perspective. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Scheier M. F., Carver C. S. (1988). A model of behavioral self-regulation: Translating intention into
action. In L. Berkowitz (Ed.). Advances in experimental social psychology (Vol. 21). San Diego, CA:
Academic Press.
Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли
То, что люди думающие существа, является фундаментальным фактом. Действительно,
интеллектуальные процессы настолько самоочевидны, что фактически все персонологи сегодня так или
иначе признают их воздействие на поведение человека (Fiske, Taylor, 1991; Wyer, Srull, 1984). Джордж
Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое
значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека (Jankowitz, 1987). В
соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных
конструктов, человек по существу ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать,
предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно
взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе
теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии
личности.
Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть на испытуемых как на
пассивные организмы, «реагирующие» на внешние раздражители. Он напоминал им, что испытуемые
ведут себя так же, как ученые, делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения
о будущем. Его собственная теория, очень оригинальная и отличная от основных направлений
психологического мышления, преобладающих в то время в Соединенных Штатах, во многом послужила
причиной современной волны интереса к изучению того, как люди осознают и перерабатывают
информацию о своем мире. Уолтер Мишель, выдающийся когнитивный психолог, отдавал должное
заслугам Келли как первооткрывателя когнитивного аспекта личности. «Что меня удивило... это
точность, с какой он предвидел направления, в которых психология развивалась в последующие два
|