Navigation bar
  Print document Start Previous page
 303 of 402 
Next page End  

 O  O O 9     O   10   O     11    O O O  12       O 13        14   O     15
O
O
O
O
O
O
O
O
O
O
Рис. 9-2. Репертуарная решетка Реп-теста. (Источник: адаптировано из Kelly, 1955, р. 270)
Как интерпретировать результаты Реп-теста. Конечным результатом Реп-теста является
модель конструктов, которые человек использует для интерпретирования своей социальной
действительности. Данные формы перечня обычно подвергаются клиническому анализу, в котором
исследователь рассматривает: 1) количество и разнообразие выявленных конструктов; 2) содержание и
характер конструктов; 3) связь различных фигур с конструктами и между собой; 4) дополнительные
характеристики конструктов испытуемого, такие как их проницаемость, открытость или закрытость и
коммуникабельность. Это субъективная интерпретация результатов Реп-теста. Келли (Kelly, 1961)
разработал математическую схему анализа формы решетки для того, чтобы уменьшить вероятность
интерпретационных ошибок или отклонений. При этой форме статистического анализа решетка
сокращается до нескольких основных конструктов, которые наиболее точно отражают систему взглядов
испытуемого.
Другой способ анализа результатов Реп-теста был предложен Байери (Bieri, 1955, 1961). Он
предположил, что, изучая пометки в различных рядах формы решетки, можно определить
относительную когнитивную сложностьпростоту конструктной системы индивида. Одинаковые
пометки обозначают малое количество конструктов и, следовательно, недифференцированное мнение о
других (когнитивная простота). С другой стороны, неодинаковые пометки означают большое
количество конструктов и, следовательно, высоко дифференцированную конструктную систему
(когнитивную сложность). По Байери, люди, характеризующиеся когнитивной простотой, вероятно,
будут игнорировать информацию, которая противоречит их сложившемуся впечатлению о других. Они
чрезмерно просты и не разнообразны в межличностном общении. Далее им трудно увидеть разницу
между собой и другими (они стремятся предположить, что другие похожи на них). И напротив, люди с
когнитивной сложностью, вероятно, будут кодировать все нюансы и тонкости личности другого
человека, включая неизбежные противоречия. Они также смогут прогнозировать поведение других
лучше, чем те, кто отличается когнитивной простотой. В табл. 9-2 обобщаются ключевые
характеристики людей, обладающих когнитивной простотой и когнитивной сложностью.
Таблица 9-2. Шкала когнитивной сложности—простоты
Когнитивно сложный человек
Когнитивно простой человек
Имеет конструктную систему, содержащую четко
дифференцированные конструкты
Имеет конструктную систему, в которой неясны
различия между конструктами
Может четко отличать себя от других
Затрудняется отличать себя от других
Способен прогнозировать поведение других
Не способен прогнозировать поведение других
Рассматривает других по многим категориям
Рассматривает других по небольшому числу
категорий
Допущения, лежащие в основе Реп-теста. Келли сознавал, что и исследователи, и
психотерапевты должны делать некоторые допущения, используя Реп-тест для измерения личностных
конструктов (Kelly, 1955). Одним из таких допущений является то, что конструкты, выявленные с
помощью теста, не ограничиваются людьми, перечисленными в перечне названий ролей, они будут
использовать новых людей в новых ситуациях. Если бы респондент использовал конструкты,
выявленные с помощью теста, только по отношению к людям, упомянутым в перечне, это уменьшило
бы ценность результатов для исследователя, пытающегося понять, как человек интерпретирует
социальный мир в целом. В этой связи существует допущение, что люди, упомянутые в тесте, являются
представителями тех, с кем, возможно, испытуемые общаются в повседневной жизни. Образцы
конструктов, используемых только для отдельных людей, которых испытуемые редко встречают, не
столь ценна для понимания того, как испытуемые интерпретируют большинство людей, с которыми они
регулярно общаются.
Hosted by uCoz