конструктной системы. С точки зрения Келли, здоровые люди остаются открытыми для новых
возможностей личностного роста и развития. Четвертая и последняя характеристика психического
здоровья хорошо развитый репертуар ролей. Келли предполагает, что человек здоров, если он может
эффективно выполнять разнообразные социальные роли и понимать других людей, вовлеченных в
процесс социальных взаимодействий.
Келли также по-особому относился к психическим расстройствам, интерпретируя их в терминах
ориентации личностного конструкта. Для него психическое расстройство
«любой личностный
конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность» (Kelly,
1955, р. 831). Психические расстройства представляют собой очевидную непригодность системы
личностных конструктов для достижения цели. Или, более точно, психические расстройства заключают
в себе тревогу и настойчивые попытки человека вновь ощутить, что он обладает способностью
прогнозировать события. Оказавшись неспособным прогнозировать, человек с психическим
расстройством неистово ищет новые способы интерпретации событий в своем мире. Или наоборот, он
может строго придерживаться старых прогнозов, тем самым сохраняя свою несовершенную систему
личностных конструктов с вероятностью повторной неудачи. В любом случае, плохо адаптированный
человек не может прогнозировать события с большой точностью и, следовательно, терпит неудачу в
познании мира или совладании с ним. Неудовлетворенность, которая сопровождает такой
неэффективный прогноз событий, это именно то, что заставляет человека искать терапевтической
помощи.
Келли мало интересовала формулировка комплексной диагностической схемы для
классификации психических расстройств. Он интерпретировал психологические проблемы в
соответствии со своим собственным уникальным набором диагностических конструктов. Расширение
служит хорошим примером одного из таких конструктов для рассмотрения психологических
расстройств. В теории психопатологии, разработанной Келли, расширение встречается, когда человек
не обладает подчиняющими конструктами, которые позволяют структурировать область осознания
жизненного опыта. Обладая устаревшими или потерявшими управление конструктами, человек
пытается расширить и реорганизовать личностные конструкты на наиболее необычном и
всеобъемлющем уровне. Что получается? Келли предположил, что в результате появляются
расстройства, традиционно называемые «маниями» и «депрессиями».
Исторически мании рассматривались как состояния, когда мышление человека является
сверхвключенным (человек не может сохранять концептуальные границы, и поэтому мышление
становится менее точным, менее определенным и чрезмерно обобщенным). Аффект часто оказывается
весьма эйфоричным. Маниакальные люди начинают неистово разрабатывать множество проектов,
которые они, скорее всего, никогда не закончат, лихорадочно обсуждают свои планы в напыщенной
манере. Они перескакивают от темы к теме и делают обширные обобщения, в которых мало реальных
идей. Келли предположил, что изыскания маниакальных людей просто превышают способность
конструктной системы функционировать эффективно. В результате человек теряет связь с реальностью
и оказывается в пространстве «свободных построений». Выражаемое возбуждение представляет собой
неистовую попытку справиться с быстро расширяющимся полем восприятия.
Другой патологической реакцией на несовершенную конструктную систему является депрессия.
Келли полагал, что депрессия имеет тенденцию появляться у людей, которые сократили свое
перцептивное поле до минимума (так как сузили интересы). У человека с депрессией имеются
значительные трудности в принятии даже самых маленьких повседневных решений. Человек с тяжелой
депрессией часто думает о самоубийстве последнем акте сужения поля восприятия. Короче,
депрессия представляет собой психическое расстройство, при котором люди пытаются
интерпретировать свой опыт с противоположного полюса расширительного конструкта сужения.
Для того чтобы резюмировать взгляды Келли на психопатологию, вернемся к аналогии «человек
как исследователь». Исследователи стремятся прогнозировать и контролировать события, используя
гипотезы. Когда ученые высказывают неверные гипотезы о том, каков мир, когда они истолковывают
явления, которые находятся вне диапазона применимости их гипотезы, и когда они упорно
придерживаются своих гипотез наперекор очевидности, мы говорим, что это плохие ученые. Подобно
этому, когда люди пытаются интерпретировать важные события, лежащие вне диапазона применимости
их личностных конструктов, и поэтому приходят в замешательство, дезориентируются и тревожатся,
мы относимся к ним как к больным людям. Люди страдают от психологических проблем из-за изъянов в
своих конструктных системах.
|