например, героя зовут Том Круз, то клиенту говорят следующее: «На несколько недель вы должны
попытаться забыть, кто вы и кем вы когда-то были. Вы Том Круз. Вы ведете себя, как он. Вы думаете
и чувствуете, как он. Вы делаете то, что, как вы полагаете, делал бы он». Возможно, читателю идея
вести себя, как Том Круз, может показаться немного странной, если не сказать нелепой, но клиента
просят на время перестать быть самим собой именно с тем, чтобы он мог открыть новые грани своей
личности. И часто клиент перестает думать о роли, как о роли, и начинает считать ее естественной
частью себя самого.
Во время этой стадии терапевтического процесса психотерапевт и клиент часто встречаются,
чтобы обсудить проблемы, возникающие при исполнении новой роли. Возможно проведение репетиций
на терапевтическом сеансе, чтобы психотерапевт и клиент могли непосредственно разработать новую
конструктную систему. Посредством таких приемов, как разыгрывание роли, клиента побуждают
проверять конструкты героя очерка в контексте социальных взаимоотношений, работы, семьи и других
ключевых сфер жизни. В течение этого периода психотерапевт реагирует на клиента так, как если бы он
действительно был героем очерка.
Насколько эффективна терапия фиксированной роли для реконструирования конструктной
системы клиента? Как и для многих других форм психотерапии, результаты разнородные. Одни
клиенты принимают неортодоксальный подход Келли позитивно, другие нет (Epting, 1984). Более того,
очевидно, что подчиняющие конструкты гораздо труднее изменить, чем подчиненные, возможно,
потому, что они заключают в себе большую потенциальную угрозу крушения конструктной системы.
Оказывается также, что сопротивляемость изменению посредством высвобождения конструктов
клиента должна быть преодолена до того, как может наступить изменение в поведении. Хотя процесс
терапии очень сложен, Келли оптимистично полагал, что при использовании положений его теории
личностных конструктов может возникнуть более функциональная конструктная система.
Итак, теория личностных конструктов применима к таким аспектам опыта человека, которые
совсем не похожи на аспекты, традиционно рассматриваемые как когнитивные. В частности,
эмоциональные состояния, психическое здоровье и расстройства и психотерапия могут быть
интерпретированы с точки зрения нового направления, разработанного Келли. Если целью Джорджа
Келли при создании когнитивной теории было, как он иногда отмечал, стимулировать наш разум и
открыть для него невероятный диапазон жизненных возможностей, то он действительно преуспел в
этом.
Резюме
Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуальных или
мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли был одним из пионеров этого
направления со своей теорией личностных конструктов. Он основал свой подход на философии
конструктивного альтернативизма, которая гласит, что любое событие для любого человека открыто
для многократного интерпретирования. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно
высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать
адекватный прогноз будущих событий.
Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей,
называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность),
которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Келли создал теорию, в которой все
конструкты имеют определенные формальные свойства: диапазон применимости и проницаемость
непроницаемость. Келли также описал различные типы личностных конструктов: упредительный,
констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и
свободный.
Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым
человеком для прогноза будущего. Он полагал, что не требуется никаких специальных концепций
(влечения, поощрения, потребности) для объяснения мотивации человека. Вместо этого он высказал
предположение, что люди мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желанием
прогнозировать события, которые они переживают.
Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и 11 вытекающих из него выводах.
Первый утверждает, что личностные процессы имеют психологически проложенные русла, в которых
люди прогнозируют события, а выводы объясняют, как функционирует конструктная система, как она
|