ограничивая и все разрешая, не удовлетворяют их потребность в безопасности и защите. Если от
ребенка не требуют, чтобы он ложился спать в определенное время или ел через какие-то регулярные
промежутки времени, это только вызовет замешательство и испуг. В этом случае у ребенка не будет в
окружении ничего стабильного, от чего можно зависеть. Маслоу рассматривал родительские ссоры,
случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно
вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным,
непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.
Потребности безопасности и защиты также в большой мере влияют и на поведение людей,
вышедших из детского возраста. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком,
создание сберегательных счетов, приобретение страховки (например, медицинской и по безработице)
можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. В какой-то мере
система религиозных или философских убеждений позволяет человеку организовать свой мир и
окружающих людей в единое, наполненное смыслом целое, таким образом давая ему возможность
чувствовать себя «в безопасности». Другое проявление потребности в безопасности и защите можно
видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами такими, как войны,
наводнения, землетрясения, восстания, общественные беспорядки и тому подобное.
Маслоу предположил, что определенные типы невротических взрослых людей (особенно
обсессивно-компульсивный тип) в основном мотивированы поиском безопасности. Некоторые
невротические больные ведут себя так, как если бы надвигалась большая катастрофа, неистово пытаясь
организовать свой мир в надежную, стабильную, четко организованную структуру, где не могли бы
появиться новые непредвиденные обстоятельства. Потребность в безопасности больного неврозом
«часто находит специфическое выражение в поиске защитника: более сильного человека или системы,
от которых он может зависеть» (Maslow, 1987, р. 19).
Потребности принадлежности и любви
Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви.
Эти
потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и
защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с
другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью
для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного
остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и
любимых. Студенты, которые учатся далеко от дома, делаются жертвами потребности принадлежности,
страстно желая, чтобы их признали и приняли в группе сверстников.
Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок
страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он
получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей
независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных,
академических или других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в
форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола. Слова
популярных песен служат достаточным доказательством могущественного влияния потребностей
принадлежности и любви в этот период жизни.
<Привязанность к родителю удовлетворяет потребность ребенка в принадлежности и любви.>
Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовь, и бытийная, или Б-
любовь (Maslow, 1968). Д-любовь основана на дефицитарной потребности это любовь, исходящая из
стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем
мы не чувствуем себя одинокими. Например, отношения могут удовлетворять нашу потребность в
утешении и защите будет ли это длительная связь, совместная жизнь или брак. Таким образом, это
эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой
ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту
любовь как любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства. Она не собственническая, не
назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе,
самоприятия, чувства значимости любви всего, что позволяет человеку расти. Более того, Маслоу
отвергал идею Фрейда о том, что любовь и привязанность являются производными от
сублимированных сексуальных инстинктов; для Маслоу любовь не синоним секса. Скорее он
настаивал на том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между двумя
|