Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 402 
Next page End  

личности является степень, в которой она стимулирует и направляет исследование. В сущности,
хорошая теория порождает гипотезы, которые легко проверить посредством эмпирического
исследования. В результате эксперимента, нацеленного на проверку гипотезы, становится возможным
определить, какие из теоретических утверждений следует принять, а какие отвергнуть. В идеальном
случае личностные психологи в поисках фактов или закономерностей должны получать данные,
которые могут быть объяснены на более широкой теоретической основе. Теория, не подтвержденная
исследованием, — не более, чем праздные размышления. Сходным образом накопление фактов
бесполезно до тех пор, пока процесс получения этих данных не будет организован на конструктивной и
ясной основе. Эту основу и обеспечивает теория, обобщающая и представляющая эмпирические данные
значимым образом.
Исследование, базирующееся на теории (полное или фундаментальное исследование), позволяет
устанавливать, существуют ли на самом деле предполагаемые взаимоотношения как между
определенными феноменами, так и внутри каждого из них. Когда две теории личности предсказывают
не согласующиеся соотношения для определенного класса феноменов, мы обращаемся к исследованию,
чтобы выявить закономерности, имеющее место в действительности. Например, психодинамическая
теория предсказывает, что наблюдение насилия, показанного в сценическом действии, будет снижать
уровень актуального насилия у тех, кто побывал в роли зрителей. Согласно теории, причина
заключается в том, что у наблюдателя происходит выход подавленной агрессивной энергии (подобная
разрядка известна как «катарсис»). Теория социального научения, наоборот, предсказывает, что,
поскольку агрессивное поведение приобретается в результате научения, чем больше мы наблюдаем, как
люди прибегают к насилию, тем с большей вероятностью мы сами ведем себя подобным образом.
Результаты изучения влияния демонстрации насилия по телевидению и другим каналам вещания
позволяют выяснить, какое из этих предсказаний является более обоснованным (детальное описание
дебатов по этой проблеме дается в главе 8).
Хотя научные изыскания в области психологии личности редко осуществляются в отрыве от
теоретических положений, из этого не следует, что понимание личности никогда не продвигалось
вперед благодаря изысканиям, с теорией не связанным, или даже благодаря «случайным» результатам.
На самом деле, допускается значительная свобода в отношении связи между теорией и
экспериментальным исследованием. Некоторые персонологи проводят исследования, не соотносящиеся
с теорией, в надежде получить неожиданные результаты, которые могут вступать в противоречие с
теорией. Однако более часто исследователи-персонологи изучают вопросы, логически вытекающие из
того или иного теоретического направления. Большинство исследований, описанных в этой книге,
проводились на основе имевшейся теории в целях эмпирической проверки ее предсказаний.
Проверяемые предсказания, называемые гипотезами,
позволяют оценивать истинность и полезность
утверждений, содержащихся в данной теории. Теория личности обладает реальной ценностью, если она
выдвигает определенные гипотезы, которые могут подтвердиться или не подтвердиться в результате
эмпирического исследования. Как показано на рис. 2-1, полезная теория порождает проверяемые
гипотезы, которые, в свою очередь, преобразуют и расширяют саму теорию.
Рис. 2-1. Теория выдвигает проверяемую гипотезу, затем проводится эмпирическое
исследование и сбор эмпирических данных. В свою очередь, эмпирические данные подтверждают,
опровергают или перестраивают теорию. Теория также обобщает и организует эмпирические данные
таким образом, чтобы дать более последовательное объяснение феноменов, с которыми она имеет дело.
Магистральное направление нашего движения в сторону более полного понимания человеческой
Hosted by uCoz