личности является степень, в которой она стимулирует и направляет исследование. В сущности,
хорошая теория порождает гипотезы, которые легко проверить посредством эмпирического
исследования. В результате эксперимента, нацеленного на проверку гипотезы, становится возможным
определить, какие из теоретических утверждений следует принять, а какие отвергнуть. В идеальном
случае личностные психологи в поисках фактов или закономерностей должны получать данные,
которые могут быть объяснены на более широкой теоретической основе. Теория, не подтвержденная
исследованием, не более, чем праздные размышления. Сходным образом накопление фактов
бесполезно до тех пор, пока процесс получения этих данных не будет организован на конструктивной и
ясной основе. Эту основу и обеспечивает теория, обобщающая и представляющая эмпирические данные
значимым образом.
Исследование, базирующееся на теории (полное или фундаментальное исследование), позволяет
устанавливать, существуют ли на самом деле предполагаемые взаимоотношения как между
определенными феноменами, так и внутри каждого из них. Когда две теории личности предсказывают
не согласующиеся соотношения для определенного класса феноменов, мы обращаемся к исследованию,
чтобы выявить закономерности, имеющее место в действительности. Например, психодинамическая
теория предсказывает, что наблюдение насилия, показанного в сценическом действии, будет снижать
уровень актуального насилия у тех, кто побывал в роли зрителей. Согласно теории, причина
заключается в том, что у наблюдателя происходит выход подавленной агрессивной энергии (подобная
разрядка известна как «катарсис»). Теория социального научения, наоборот, предсказывает, что,
поскольку агрессивное поведение приобретается в результате научения, чем больше мы наблюдаем, как
люди прибегают к насилию, тем с большей вероятностью мы сами ведем себя подобным образом.
Результаты изучения влияния демонстрации насилия по телевидению и другим каналам вещания
позволяют выяснить, какое из этих предсказаний является более обоснованным (детальное описание
дебатов по этой проблеме дается в главе 8).
Хотя научные изыскания в области психологии личности редко осуществляются в отрыве от
теоретических положений, из этого не следует, что понимание личности никогда не продвигалось
вперед благодаря изысканиям, с теорией не связанным, или даже благодаря «случайным» результатам.
На самом деле, допускается значительная свобода в отношении связи между теорией и
экспериментальным исследованием. Некоторые персонологи проводят исследования, не соотносящиеся
с теорией, в надежде получить неожиданные результаты, которые могут вступать в противоречие с
теорией. Однако более часто исследователи-персонологи изучают вопросы, логически вытекающие из
того или иного теоретического направления. Большинство исследований, описанных в этой книге,
проводились на основе имевшейся теории в целях эмпирической проверки ее предсказаний.
Проверяемые предсказания, называемые гипотезами,
позволяют оценивать истинность и полезность
утверждений, содержащихся в данной теории. Теория личности обладает реальной ценностью, если она
выдвигает определенные гипотезы, которые могут подтвердиться или не подтвердиться в результате
эмпирического исследования. Как показано на рис. 2-1, полезная теория порождает проверяемые
гипотезы, которые, в свою очередь, преобразуют и расширяют саму теорию.
Рис. 2-1. Теория выдвигает проверяемую гипотезу, затем проводится эмпирическое
исследование и сбор эмпирических данных. В свою очередь, эмпирические данные подтверждают,
опровергают или перестраивают теорию. Теория также обобщает и организует эмпирические данные
таким образом, чтобы дать более последовательное объяснение феноменов, с которыми она имеет дело.
Магистральное направление нашего движения в сторону более полного понимания человеческой
|