само собой разумеющееся.
И наконец, Маслоу размышлял о том, что метапатологии могут быть ответственны за искажение
ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди путают, что правильно и что неправильно
(например, пьянство, наркотики, война) потому, что они лишены метапотребностей совершенствования,
доброты, честности и справедливости. Слишком часто, добавлял он, это приводит к оскудению
социальных чувств, неуважению к правам других и равнодушию к таким этическим ценностям, как
благородство и сострадание.
Дефицитарный образ и метаобраз жизни: путь к совершенствованию
Возможно, вас заинтересует, что такое жить в сфере метапотребностей, метажизни или жизни
бытия. К счастью, Маслоу (Maslow, 1968,1987) предложил нам логически последовательную картину
своего видения наивысших достижений человеческого опыта, сравнивая дефицитарную жизнь (Д-
жизнь) и бытийную, или метажизнь (Б-жизнь).
Д-жизнь это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требования
окружения. Это стиль жизни, ориентированный на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное
удовлетворение. Выражение «живи сегодняшним днем, потому что завтра может не наступить»
выражает позицию Д-ориентированного человека. Маслоу отмечал, что Д-жизнь превращает человека в
обыкновенного респондента, «...просто реагирующего на стимулы, на поощрения и наказания, на
чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на рутинные
каждодневные события» (Maslow, 1968, р. 61). К этому мы добавили бы, что Д-жизнь характеризуется
рутиной и однообразием, отказом относиться к чему-либо серьезно, стремлением заниматься вещами
несложными, но приятными. Рассмотрим, например, события, которые происходят в жизни многих
работающих взрослых сегодня. Они выполняют монотонную работу с восьми утра до пяти вечера,
приходят домой к своим семьям, обедают, кладут детей спать и весь вечер смотрят телевизор. Маслоу
заявил бы, что люди, которые живут так, скучны, пусты и живы только наполовину, потому что их
жизнь сконцентрирована на поддержании своего положения. Ничто не вдохновляет их. Счастье для них
состоит в том, что они испытывают ощущение безопасности и удовлетворения. Они предпочитают
безопасность умеренных и не требующих много сил достижений истинно честолюбивым целям,
которые потребовали бы от них полностью раскрыть себя. Фактически, им не удалось переступить
порог самоактуализации.
Маслоу полагал, что совершенно другой стиль жизни сопровождает метаобраз жизни, или Б-
жизнь. Б-жизнь можно определить как усилие или рывок, когда человек использует все свои
способности в полную силу. Маслоу отмечал, что во время этих эпизодов метаобраза жизни человек
бывает более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний (Maslow, 1968).
Б-образ жизни включает в себя наиболее счастливые и волнующие моменты человеческого
существования, а также моменты величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Нет
нужды говорить, что такие моменты редки в жизни среднего человека, и поэтому, когда они наступают,
их нелегко распознать. Для большинства из нас их уносит потоком памяти как нечто неважное в
огромное хранилище тех прошлых событий, на которые мы едва обращаем внимание.
Маслоу отмечал, что образ жизни в Б-реальности часто сопровождается таким качеством, как
отсутствие стремлений, потребностей или желаний как будто человек переступил границы обычных
потребностей и стремлений в жизни. Другими словами, Б-образ жизни по сравнению с Д-образом
характеризуется отсутствием побуждений, целей, усилий, как состояние завершения и достижения
цели. Человек больше ничего не делает, ни чтобы избежать боли или дискомфорта, ни чтобы
продвигаться к будущей цели. «Он только есть. Радость достигнута, что означает временный конец
стремления к радости» (Maslow, 1966, р. 103).
Концепция Маслоу о вершинном переживании также подходит к жизни метамотивированных
людей. Вообще вершинные переживания моменты, во время которых человек чувствует великий
экстаз, благоговение, восторг. Самоактуализирующийся человек стремится описать эти переживания, и
они часто бывают главной причиной важных перемен в его жизни. В самом прямом смысле вершинные
переживания отражают цепочку Б-ценностей в той степени, в какой человек чувствует себя
преображенным такими переживаниями. Маслоу настаивал на том, что вершинные переживания
являются частью нашей жизни. Однако только метамотивированные люди, вероятно, оценят и получат
пользу от этих переживаний, потому что они не боятся их никоим образом.
Теперь давайте рассмотрим исходные положения Маслоу относительно природы человека.
|