связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть
самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает
сходным характером, талантом и способностями («два сапога пара»), хотя благодаря своему
социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. Обычно круг
их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого
количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к
детям и легко общаются с ними.
11. Демократичный характер. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые
«демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо
от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие
показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к
превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон
почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у
музыканта.
В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без
исключения равными: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это
элита характера, способностей и таланта, а
не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста,
молодости, славы или власти» (Maslow, 1987, р. 139).
12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности
более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и
что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм,
хотя очень немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. Маслоу также отметил у
обследованных самоактуализирующихся личностей обостренное чувство разграничения целей и
средств их достижения. В то же время они часто наслаждались собственно средствами
(инструментальным поведением, ведущим к цели), которые не нравились менее терпимым людям. Им
больше нравилось делать что-то ради самого процесса (например, физические упражнения), а не
потому, что это средство для достижения какой-то цели (например, хорошее состояние здоровья).
13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой
самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного
юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то
неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает
юмор, высмеивающий глупость человечества в целом. Юмор Авраама Линкольна может служить
примером. Его шутки были не просто смешны. В них часто было что-то от иносказания или притчи.
Маслоу замечал, что философский юмор обычно вызывает улыбку, а не смех. Из-за подобного
отношения к юмору самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и
серьезными.
14. Креативность. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди
обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не
так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой
же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это
креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения
наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.
Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги,
сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о своей теще, которую он считал
самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не
обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению
супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной
поэзии!
15.
Сопротивление окультуриванию. И наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в
гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее.
Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не
поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что
самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех
сферах человеческого
поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не
вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят
энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно
|