хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным
СПИДом). Другие многочисленные примеры также иллюстрируют действие принципа актуализации
Роджерса. Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством он
действительно «зациклился» на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется головой
и расквашивает нос. Но в конце концов он идет. Также и игрок в теннис стремится улучшить свой удар
справа и слева, игрок в гольф прицел и удары по мячу, профессор колледжа свои статьи, а
подросток свою идентичность. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и
страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает
свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс
предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или
на их актуализацию.
Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит
тенденции актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с
этой тенденцией: организмический оценочный процесс.
Это словосочетание отражает идею о том, что
люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их
личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения
от таких позитивных
переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые
воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический
оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они
способствуют тенденции актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут
обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе. Роджерс
предположил, что даже маленькие дети, если есть для этого возможность, будут действовать в
соответствии с организмическим оценочным процессом: «Самый простой пример это ребенок,
который ценит пищу, пока голоден, и испытывает к ней отвращение, когда насыщается; в какой-то
момент он оценивает стимуляцию, а вскоре оценивает только остальное; он удовлетворяется диетой,
которая в конечном итоге максимально интенсифицирует его развитие» (Rogers, 1959, р. 210).
Наиболее необходимым аспектом тенденций актуализации, с точки зрения личности, является
стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации
это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать
полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь,
наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет
экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней.
По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических
влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем,
что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество
в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.
Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием
совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько,
чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для
совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических
потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем
другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более
полноценным, творческим и автономным. Мы более подробно поговорим о тенденции
самоактуализации, когда будем описывать полноценно функционирующего человека в следующем
разделе этой главы.
Феноменологическая позиция Роджерса
Как мы видели, теория Роджерса иллюстрирует феноменологический подход к личности.
Феноменологическое направление считает реальным для индивида (то есть реальным для его мыслей,
понятий, чувств) то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или
субъективного мира, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого
следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность
человека, но также образуют основу для его действий. Говоря
феноменологически, каждый из нас
реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Например, человек,
|