биологическую основу человеческого развития и личности. Это конституциональное научение,
возможно, является наиболее очевидным в роджерсовской концепции тенденции актуализации. Не
нужно забывать, что мотив достижения совершенства в жизни основывается на физиологических
процессах и является биологическим фактом жизни. Описание унитарного мотива, лежащего в основе
всей деятельности человека, в таких терминах четко отражает положение конституционализма.
Но это не все. Так как «Я» появляется в ранней жизни, на него существенно влияют переменные
окружения. «Безусловное позитивное внимание» от других, составляющих окружение, способствует
здоровому саморазвитию; навязывание «условий ценности» препятствует ему. Следовательно,
возникновение Я-концепции у человека затруднено влиянием окружения. Поэтому теория Роджерса
никоим образом не лишена положения инвайронментализма.
Все же, чтобы увидеть положение конституционализмаинвайронментализма в правильном
свете, необходимо рассмотреть его связь с положениями свободы и рациональности. Как указывалось в
главе 1, девять основных положений не являются полностью взаимозависимыми; то же самое верно и
для позиции любого теоретика. Роджерс понимал, что люди единственные создания, которые
реально могут осознать свое прошлое и настоящее, получая таким образом возможность выбирать свое
будущее (Frick, 1971). Поскольку люди по природе рациональны и свободны, они могут как-то
преодолеть влияния конституциональные и, в особенности, окружения, посягающие на их развитие.
Короче говоря, убеждение Роджерса, что люди формируют собственную судьбу, сдерживает действие
положения конституционализминвайронментализм.
Изменяемостьнеизменность. Отчетливым признаком приверженности персонолога
положению изменяемости является акцент на постоянном личностном росте в его теории. Теория
Роджерса как раз демонстрирует такой акцент в концепции тенденции актуализации. С помощью
тенденции актуализации все люди, а также все другие живые организмы описываются как беспрестанно
растущие, развертывающие свой врожденный потенциал и изменяющиеся в этом процессе. Личностные
изменения являются составной частью того, что в теоретической системе Роджерса подразумевается
под человеческим бытием.
Наличие возможности для личностных изменений становится еще более очевидным, если мы
вновь рассмотрим взаимодействие тенденции актуализации со свободой и рациональностью в
феноменологической теории. По Роджерсу, по мере того, как человек взрослеет, он становится все
более свободным и рациональным. Следовательно, в значительной степени человек может решать,
каким он намеревается стать в будущем. Все это ясно говорит о том, что люди могут значительно
меняться в течение жизни. Приверженность Роджерса положению изменяемости бесспорно является
очень сильной.
Субъективностьобъективность. Субъективность является ключевым положением в теории
Роджерса. Вся феноменологическая теория сформировалась непосредственно на основе этого
положения. По Роджерсу, каждый человек живет в мире богатых, вечно меняющихся, личных,
субъективных переживаний, в котором он занимает центральное место. Каждый человек воспринимает
мир субъективно и соответственно этому реагирует. В основе системы восприятия лежит Я-концепция.
Следовательно, по Роджерсу, поведение человека всегда будет недоступно для понимания без ссылки
на личный мир переживаний. В противовес Скиннеру и современному бихевиоризму Роджерс
настаивал на том, что мы никогда адекватно не сможем объяснить действия человека, если будем
изучать только объективные условия окружения. Мы должны всегда рассматривать внутреннюю
сущность человека и пытаться увидеть мир его глазами, чтобы понять поведение. Субъективность
является сущностью феноменологической позиции, и приверженность Роджерса этому положению
чрезвычайно сильна.
Проактивностьреактивность. Роджерс утверждал, что поведение человека целенаправленно,
устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он
в высшей степени проактивен. В теории Роджерса проактивность человека становится еще более
очевидной, когда мы рассматриваем энергетический источник поведения всех людей тенденцию
актуализации. Так как этот мотив достижения совершенства присущ всему живому, человечество всегда
движется вперед, растет, словом, «проактивируется».
Хотя Роджерс признавал, что необходима какая-то внешняя стимуляция для развертывания
самоактуализации, внешние стимулы в его теории являются тем, с чем врожденная тенденция
актуализации взаимодействует, а не тем, что ее обуславливает. В самом прямом смысле человек
психологически потребляет внешние стимулы, а не просто реагирует на них. Учебная аудитория
является в данном случае хорошим примером. С точки зрения Роджерса, научение человека не является
|