их изучение является чрезвычайно полезной исследовательской стратегией. Бывает так, что даже
изучение единственного клинического случая проливает свет на понимание определенных
закономерностей человеческого поведения. Но обычно единичный случай еще не обеспечивает
достаточно прочной основы для описания общих принципов поведения. Тем не менее, если количество
случаев окажется достаточным для исследования, ученый может установить степень сходства между
ними и вывести определенные общие заключения. Примером может послужить исследование (Lewis et
al., 1986) по составлению историй болезни 15 приговоренных к смертной казни мужчин. Их
кандидатуры были отобраны для участия в исследовании потому, что в отношении их всех должно
было вскоре состояться приведение приговора суда в исполнение. К удивлению исследователей, у всех
15 заключенных в анамнезе имелись тяжелые травмы черепа, у 12 были зарегистрированы признаки
повреждения мозга и у многих показатели интеллектуального развития оказались ниже среднего.
Полученные результаты поколебали имевшийся до того стереотипный образ преступника,
приговоренного к смертной казни, как жестокого, холодного и расчетливого убийцы. Полученные
факты, пожалуй, наводят на мысль о связи между неврологическими нарушениями и осуждением за
ссору со смертельным исходом.
Метод анамнеза можно также использовать для изучения жизни вполне здоровых людей. Группа,
которую вел Генри Мюррей (Murray et al., 1938) в Гарвардской психологической клинике, представляла
собой довольно редкую, но яркую модель для интенсивного изучения жизни людей в течение
существенного периода времени. Гарвардские «персонологи» (так называли себя эти исследователи)
сосредоточили свои усилия на глубинных оценках группы мужчин студентов колледжа. Их целью
было изучение основных потребностей, конфликтов, ценностей, установок и моделей социального
взаимодействия. Методика исследования включала использование личностных опросников самооценки
и проективных тестов. Обследование испытуемых проводилось неоднократно. Кроме того, был
осуществлен сбор большого количества биографических данных и автобиографических материалов,
использовались короткие экспериментальные процедуры, а также стресс-интервью, во время которых
студенты были вынуждены отвечать на смущающие их вопросы или защищать свои наиболее
сокровенные ценности. В конце было проведено обследование в малых группах, чтобы наблюдатели
могли получить представление о стилях межличностного взаимодействия испытуемых.
Методы, применявшиеся Мюрреем и его коллегами, были направлены на изучение многих
аспектов жизни каждого студента; они предоставили возможность изучать каждого испытуемого в
целом в естественных для него условиях. Для лучшей оценки мыслей, чувств и действий каждого
студента Мюррей организовал группу опытных психологов, которые высказывали свое мнение о
каждом студенте на «производственном совещании», или «диагностическом совете». На этих советах
разные психологи, изучавшие одного и того же студента, с разных теоретических позиций излагали
свои клинические впечатления о нем. В результате дискуссии большинством голосов принималось
заключение о том, как лучше всего охарактеризовать его личность.
Собирательный междисциплинарный исследовательский подход гарвардских персонологов
оказал влияние на целое поколение исследователей, направив их научный интерес на личность в целом,
на значение окружения и необходимость всесторонней оценки. Лонгитюдное изучение троих
относительно нормальных индивидуумов, предпринятое Робертом Уайтом (White, 1975), иллюстрирует
значение метода изучения клинических случаев как подхода, удовлетворяющего требованиям
исследования личности.
Оценка метода анамнеза
Изучение клинических случаев имеет свои преимущества и недостатки, что зависит от
изучаемых феноменов и особенностей проведения исследования. Преимущество метода состоит в том,
что он позволяет принимать в расчет всю сложность и подчас противоречивость индивидуальных черт
личности, заметно отличаясь в этом плане от других стратегий исследования. Если цель исследования
заключается в том, чтобы изучить происходящее с одним или несколькими индивидуумами то, как
они приобретают жизненный опыт, справляются с переживаниями, тогда имеет смысл выбрать метод
изучения клинических случаев. Далее, этот метод представляется единственно возможным для изучения
редких, исключительных проявлений какого-либо феномена. Иллюстрацией могут служить описания
случаев расщепления личности, основанные на изучении историй болезни (Crabtree, 1985). В то же
время мы не должны забывать о сложностях и ограничениях, сопряженных с изучением отдельного
индивидуума. Во-первых, главный недостаток изучения клинических случаев состоит в том, что при
|