или тревогу в той степени, в какой смутно осознавал глубокое несоответствие в себе. Он напоминал
несчастного Цыпленка из детской сказки, который все время ждал, когда свалится небо. Учитывая такое
тревожное субъективное состояние, легко понять, почему студент обратился в консультативный центр
колледжа за помощью.
3. Второй человек, психотерапевт, является гармоничным или интегрированным. Когда клиент
приходит в консультативный центр, указывает третье условие Роджерса, он должен встретить человека
гармоничного, целостного и искреннего во взаимоотношениях. То есть в терапевтических
взаимоотношениях психотерапевт должен быть цельным и настоящим (полностью самим собой), а
клиент должен ясно и четко чувствовать, что он обнажает свою душу искреннему в этих
взаимоотношениях человеку.
Роджерс не считал, что психотерапевт должен быть открытым для всех жизненных переживаний.
Например, вне терапевтических отношений психотерапевт может иногда испытывать тревогу,
депрессию, враждебность или какие-то другие чувства, говорящие о том, что он не является полностью
интегрированным во всех аспектах жизни. Но в терапевтических взаимоотношениях, час или два в
неделю, он обязательно должен находится в гармонии с самим собой. Это означает, что психотерапевт
может иногда испытывать чувства, которые обычно не считаются идеальными для психотерапии,
например: «Хотя мне нравится этот клиент, но мне не хочется слушать его сегодня, я бы с большим
удовольствием поиграл в теннис». Разумеется, поскольку терапия сконцентрирована на чувствах
клиента, а не психотерапевта, ему не нужно вербализировать эти чувства, когда он осознает их. Иногда,
однако, чувства психотерапевта становятся настолько сильными, что ему необходимо выразить их
непосредственно клиенту или коллеге, например: «Клиент постоянно показывает, что я отношусь к
нему как расист, и у меня из-за этого большие трудности в принятии его».
4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту. Словосочетание
«безусловное позитивное внимание» в основном означает, что психотерапевт относится к клиенту с
теплом, хвалит его как человека в процессе становления и не дает оценок его чувствам или
переживаниям. Короче, психотерапевт не проявляет «условий ценности» по отношению к клиенту, а
полностью принимает его без одобрения или порицания. Поэтому, когда студент начинает описывать,
как он боится подниматься по лестнице или идти по кампусу, психотерапевт безусловно принимает эти
чувства как часть мира субъективных переживаний студента. Он не высказывает суждений по поводу
этих чувств, например: «Знаешь, сынок, я служил в морской пехоте и могу тебе сказать, что
единственный способ стать настоящим мужчиной это забыть о своих глупых страхах, выйти отсюда
и прямо сейчас подняться по лестнице и с высоко поднятой головой пройти по открытой территории
университета».
Таким образом, сеансы терапии, центрированной на личности, проходят в спокойной атмосфере,
создающей у клиента уверенность, что его полностью понимают и принимают. Такой терапевтический
климат позволяет клиенту соприкоснуться со своим организмическим уровнем переживания, позволяет
ему осознать это переживание, не чувствуя угрозу. Возможно, клиент подумает: «Если психотерапевт,
искренне любящий меня, может решительно принять эти чувства как допустимую часть моей личности,
почему и я не могу сделать это?» Следовательно, терапевтические условия позволяют клиенту еще
более погрузиться в себя, выразить свои истинные чувства, не боясь упрека, и, в конечном итоге,
интегрировать эти чувства с неизбежно измененной Я-концепцией. Безусловное позитивное внимание в
той степени, в какой его можно достичь в терапевтических отношениях, позволяет клиенту оценить
переживания, которые не соответствовали его Я-концепции и которые он раньше не осознавал, потому
что они вызывали тревогу.
5.
Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат
клиента и стремится передать это клиенту. Психотерапевт, центрированный на личности,
испытывает к клиенту эмпатию. По Роджерсу, эмпатия показывает, что психотерапевт чувствует
внутренний мир переживаний клиента так, как если бы он был его собственным, но никогда не
переходя условие «как если бы» (Rogers, 1959). Короче говоря, психотерапевт понимает. Он способен
свободно переноситься в субъективный мир клиента, воспринимать так же, как воспринимает он,
чувствовать так же, как чувствует он, переживать так же, как переживает он.
Часто для клиента эмпатия психотерапевта сходна с внезапным солнечным лучом,
прорвавшимся сквозь густую листву в лесу (Rogers, 1959). По мере того как клиент борется со своей
запутанной и искаженной символизацией переживания, психотерапевт, поскольку он полностью вошел
в субъективный мир клиента, может эмпатийно высказываться, что значительно помогает инсайту.
Психотерапевт понимает и принимает клиента, и в процессе терапевтических отношений оба идут к
|