психотерапии, образования и взаимоотношений родительребенок. Идеи Эриксона находят отражение
во многих дисциплинах, но его теория психосоциальных стадий и кризисов, отмечающих развитие
личности, не оказала большого влияния на практику, за исключением таких областей, как возрастная
психология, профессиональное консультирование и социальная работа. Теория Бандуры нашла
применение в нашем понимании человеческой агрессии вообще и влияния поведения моделей
(например, родителей, телевидения и фильмов) на агрессивность в частности. Во многом его теория
имеет важное значение для контроля над преступностью. Обширные исследования по
самоэффективности также внесли значительный вклад в лечение разнообразных бихевиоральных
расстройств. Не следует забывать, что его социально-когнитивное направление все еще развивается и
может достичь своей полной реализации в смысле функциональной значимости.
Позиции Олпорта и Келли следует оценить как слабо удовлетворяющие критерию
функциональной значимости. Хотя некоторые из концепций Олпорта кажутся очень «прикладными»
(например, черты личности и саморазвитие), они практически не используются за пределами
психологии. Также и идеи Келли, как бы увлекательны и новы они ни были, не оказали ощутимого
влияния на другие дисциплины и не внесли достойного вклада в разрешение социальных проблем.
Однако в случае Келли невозможно отказаться от мысли, что его концепции и методы оценки
(например, Реп-тест) могли бы иметь большее позитивное влияние, если бы большее число людей в
области психологии приняли их.
Теперь давайте обсудим, в каких направлениях пойдет в будущем психология личности, какие
эмпирические вопросы вероятнее всего привлекут серьезное внимание и какие исследовательские
стратегии будут использоваться для изучения поведения людей.
Наступление эры персонологии
Развитие персонологии как настоящей научной дисциплины является продуктом XX столетия
(конечно, зародилась она гораздо раньше). За исключением теорий Фрейда, Адлера и еще нескольких
выдающихся теорий психодинамической ориентации (например, теории Юнга и Фромма), которые
достигли расцвета в первой трети нашего столетия, только в течение последних пятидесяти или около
того лет появились основные модели функционирования личности (табл. 12-2). Следует также
отметить, что некоторые из теоретиков, чьи взгляды мы обсуждали в этой книге (например, Бандура,
Кеттел и Айзенк), все еще активно принимают участие в изучении поведения человека. Следовательно,
психология личности очень молодая область исследований. Но с возрастом, как принято считать,
приходит мудрость. Менее чем за пять десятилетий персонология достигла «совершеннолетия», заявив
о себе как о жизнеспособной и обширной области исследований. Несомненно, бурная научная
деятельность в персонологии указывает на растущее осознание того, что наиболее настоятельные
проблемы человечества находятся в нем самом; они касаются жизни человека и его реальных
взаимоотношений со значимыми другими. В самом деле, понимание человеческого поведения тайны
сексуальности, агрессии, конфликта, межличностных отношений и так далее стало непременным
условием для выживания нашего рода. Гарднер Мэрфи красноречиво выразил значимость изучения
личности для нашей жизни, когда писал:
«Недостаток знания о людях это не пустая, а главная угроза жизни. Недостаток знаний о
личности, возможно, является стержневым вопросом, который наиболее важен для нас сегодня
вопросом понимания, чем может стать человек при новой расстановке социальных сил» (Murphy, 1968,
р. 38).
Таблица 12-2. Исторический период, в течение которого были созданы теории личности
Фрейд (психодинамическая теория): (1890-1939)
Адлер (теория индивидуальной психологии): (1907-1937)
Юнг (теория аналитической психологии): (1913-1961)
Эриксон (психосоциальная теория): (1950-1975)
Фромм (гуманистическая психоаналитическая теория): (1941-1965)
Хорни (социокультурная психоаналитическая теория): (1937-1973)
Олпорт (теория черт личности): (1937-1961)
Кеттел (структурная теория черт личности): (1946-1990)
|