нерешительному поведению, в то время как лица с низкими показателями робости проявляли себя
решительными и напористыми. Чем ближе значение коэффициента корреляции к +1 или к -1, тем
сильнее связь между двумя изучаемыми переменными. Так, коэффициент корреляции +0,80 отражает
наличие более сильной зависимости между двумя переменными, чем коэффициент корреляции +0,30.
Сходным образом, коэффициент корреляции -0,65 отражает более сильную взаимосвязь переменных,
чем коэффициент корреляции -0,25. Надо иметь в виду, что величина корреляции зависит только от
числового значения коэффициента, в то время как знак «+» или «-», стоящий перед коэффициентом,
просто обозначает положительная это корреляция или отрицательная. Так, значение r = +0,70 отражает
наличие такой же сильной зависимости, как и значение r = -0,70. Но первый пример указывает на
положительную зависимость, а второй на отрицательную. Далее, коэффициент корреляции -0,55
указывает на более сильную зависимость, чем коэффициент корреляции +0,35. Понимание этих
аспектов корреляционной статистики поможет вам оценивать результаты исследований такого рода.
Оценка корреляционного метода
Корреляционный метод обладает некоторыми уникальными преимуществами. Наиболее важным
является то, что он позволяет исследователям изучать большой набор переменных, которые недоступны
проверке с помощью экспериментальных исследований. Например, когда речь идет об установлении
связи между сексуальным насилием, перенесенным в детстве, и эмоциональными проблемами в более
поздние годы жизни, корреляционный анализ может стать единственным этически приемлемым
способом исследования. Аналогично, чтобы изучить, как демократический и авторитарный стили
родительского воспитания соотносятся с ценностными ориентациями человека, стоит выбрать этот
метод, поскольку этические соображения не дают возможности экспериментально контролировать
стиль родительского воспитания.
Второе преимущество корреляционного метода состоит в том, что он дает возможность изучать
многие аспекты личности в естественных условиях реальной жизни. Например, если мы хотим оценить
влияние развода родителей на адаптацию и поведение детей в школе, мы должны систематически
отслеживать социальные и академические успехи детей из распавшихся семей в течение определенного
периода времени. Проведение подобного естественного наблюдения потребует времени и усилий, но
позволит дать вполне реалистичную оценку сложного поведения. По этой причине корреляционный
метод является предпочтительной исследовательской стратегией для персонологов, заинтересованных в
изучении индивидуальных различий и феноменов, поддающихся экспериментальному контролю.
Третье преимущество корреляционного метода заключается в том, что иногда с его помощью
становится возможным предсказать некое событие, зная другое. Например, в исследовании получена
умеренно высокая положительная корреляция между оценками по SAT [Scholastic Attitude Test
программа для оценки способностей к обучению. См. Анастази А. Психологическое тестирование / Под
ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982. Кн. 2. С. 48. (Прим. науч. ред.)]
у
старшеклассников и их же оценками, полученными позднее в колледже (Hargadon, 1981). Поэтому, зная
баллы студентов по SAT, приемная комиссия в колледже может достаточно точно предсказать их
последующую успеваемость. Подобные предсказания никогда не бывают совершенными, но часто
оказываются полезными для решения вопроса о приеме в учебное заведение. Тем не менее, все
исследователи личности признают два серьезных недостатка этой стратегии. Во-первых, применение
корреляционного метода не позволяет исследователям выделять причинно-следственные отношения.
Суть проблемы состоит в том, что корреляционное исследование не может дать окончательное
заключение о том, что две переменные причинно связаны.
Например, во многих корреляционных
исследованиях подтверждается связь между просмотром телевизионных программ с эпизодами насилия
и агрессивным поведением у части детей и взрослых зрителей (Freedman, 1988; Huston, Wright, 1982).
Какой вывод можно сделать из этих работ? Одно из возможных заключений таково: просмотр в течение
длительного времени сцен насилия по телевидению ведет к возрастанию у зрителя агрессивных
побуждений. Но возможен и противоположный вывод: агрессивные по складу своего характера
субъекты или те, кто совершали агрессивные действия, предпочитают смотреть телевизионные
программы со сценами насилия. К сожалению, корреляционный метод не позволяет установить, какое
из этих двух объяснений верно. В то же время, корреляционные исследования, в которых
устанавливается сильная корреляционная зависимость между значениями двух переменных, поднимает
вопрос о возможности наличия причинно обусловленной связи между этими переменными. Что
касается, например, связи между просмотром сцен насилия по телевидению и агрессией, то
|