может использоваться специалистами, работающими в сфере прикладной психологии, в круг задач
которых входит подбор кадров, что требует принятия обоснованных решений о кандидатах. Некоторые
многомерные тесты эволюционируют на протяжении десятилетий по мере их применения. Один из
таких тестов мы рассмотрим вскоре в качестве примера, но сначала приведем образец одномерного
личностного теста.
Одномерные тесты. Существуют буквально сотни одномерных тестов; кроме того, постоянно
разрабатываются новые. Объем книги позволяет привести описание только одного из них.
«Шкала самоосознания» (Self-Consciousness Scale). Эта шкала была сконструирована
Фенигстейном и сотр. (Fenigstein et al., 1975) с целью измерения двух самостоятельных параметров
самоосознания. Первая субшкала оценивает личное самоосознание, определяемое как степень
осознания испытуемыми их собственного настроения, установок, мыслей и физического состояния.
Образцы вопросов теста:
1. Я всегда стараюсь понять, что со мной происходит.
2. Я быстро реагирую на изменения в своем настроении.
3. Я много размышляю о себе.
Вторая субшкала измеряет общественное самоосознание, определяемое как степень осознанной
озабоченности человека по поводу того, как он выглядит в социальных ситуациях. Образцы вопросов
теста:
1. Мне не безразлично, как я выгляжу.
2. Я особенно беспокоюсь о том, чтобы произвести хорошее впечатление.
3. Я отдаю себе отчет в том, как я выгляжу со стороны.
Ретестовая корреляция показывает, что обе субшкалы самоосознания достаточно надежны.
Кроме того, в нормативных данных отсутствуют различия по признаку пола. Валидность теста
устанавливалась путем сравнения социального поведения людей, получивших высокие и низкие
результаты по каждой субшкале. Во многих исследованиях показано, что люди с высокими
показателями личного самоосознания действуют в большем согласии со своими внутренними
особенностями, ценностями и установками (Fenigstein, 1987; Carver, Scheier, 1987). К тому же эти люди
лучше способны предвидеть, как они поведут себя в различных обстоятельствах, а также более четко
осознают свои эмоциональные реакции на события (Scheier et al., 1978; Scheier, Carver, 1977). He
удивительно, что люди с высокими оценками по субшкале общественного самоосознания оказываются
более чувствительными к тому, что думают о них другие, а также более строго придерживаются
социальных норм и стремятся избежать негативных оценок, чем те, у кого этот показатель выражен
слабо. Люди с высокими оценками по данной субшкале также больше озабочены своим внешним
видом, чем те, у кого они низкие.
Многомерные тесты. Как было ранее отмечено, эти тесты обычно используются психологами
для диагностики психического состояния клиентов или при составлении заключения об их личностных
особенностях. Далее мы рассмотрим наиболее широко используемый и изученный многомерный
личностный тест.
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (The Minnesota Multiphasic Personality
Inventory, MMPI). MMPI является самым распространенным многомерным тестом самоотчета (Lubin et
al., 1985). Этот тест был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 году (Hathaway, McKinley, 1943)
для помощи клиническим психологам в диагностике психических расстройств. Создатели теста были
убеждены в том, что тест будет также полезен при оценке эффективности психотерапии. Хатуэй и
Маккинли использовали для разработки теста эмпирическую стратегию. Подготовив наборы из сотен
утверждений, на которые возможен ответ «да» или «нет», они предлагали ответить на них разным
группам пациентов психоневрологических лечебных учреждений, страдавших различными
психическими расстройствами. Диагнозы уточнялись в процессе опроса этих пациентов психиатрами.
Контрольная группа состояла из родственников и друзей, которые проходили тестирование, когда
навещали пациентов в клинике. Все полученные ответы анализировались, и те вопросы, на которые
диагностическая группа давала ответы, отличные от ответов контрольной группы, вошли в тест.
Например, если люди, у которых была диагностирована депрессия, с большей частотой отвечали на
вопрос «Моя жизнь обычно наполнена интересными событиями и делами» отрицательно, то этот
вопрос входил в состав шкалы депрессии. Систематически проводя эту оценочную процедуру в группах
пациентов с разными психиатрическими диагнозами, создатели теста выделили 10 самостоятельных
«клинических шкал» (табл. 2-5). В тест также входят четыре «контрольные шкалы», при помощи
которых экспериментатор оценивает, не был ли испытуемый небрежен в работе с тестом, не отвечал ли
|