ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Shaughnessy J. J., Zechmeister E. B. (1985). Research methods in psychology. New York: Knopf.
Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд
Когда психология отделилась от философии и во второй половине XIX века стала научной
дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого
человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях. Это направление, получившее
название структурной школы,
основано Вильгельмом Вундтом, открывшим в 1879 году первую
психологическую лабораторию в Лейпциге (об этом говорилось в главе 1). В качестве основной задачи
психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и
изучение закономерных связей между ними. Поэтому психологи того времени были просто
ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению людей, разработанного почти без
посторонней помощи Зигмундом Фрейдом, тогда еще молодым венским врачом. Вместо того, чтобы
ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая
часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в
прошлом веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он
выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого
лежат в другой, более обширной сфере психической жизни в неосознаваемых сексуальных и
агрессивных побуждениях.
Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта,
рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся
борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория как таковая служит примером
психодинамического подхода она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между
инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство
в регуляции поведения человека. В представлении, согласно которому личность является динамической
конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена суть
психодинамического направления, особенно в трактовке Фрейда. Понятие динамики применительно к
личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем
произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм
распространяется на все, что мы делаем, чувствуем или о чем думаем, включая даже события, которые
многие люди рассматривают как чистые случайности, а также оговорки, описки и тому подобное.
Данное представление подводит нас к главной и решающей теме, разрабатываемой психодинамическим
направлением. А именно, оно подчеркивает значение бессознательных психических процессов в
регуляции поведения человека. Согласно Фрейду, не только наши поступки часто являются
иррациональными, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступными
осознанию.
Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории
Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) его идеи, невозможно
оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию XX века было глубоким и прочным.
Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и
мощное воздействие. Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда
найдется много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим
в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь
к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными,
скрытыми и, по-видимому, недоступными.
За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал: 1)
первую развернутую теорию личности; 2) обширную систему клинических наблюдений, основанных на
его терапевтическом опыте и самоанализе; 3) оригинальный метод лечения невротических расстройств;
4) метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо
другими способами. В этой главе мы рассмотрим теорию Фрейда и лежащие в ее основе исходные
положения. Далее мы обсудим некоторые исследования, толчком к проведению которых послужила
теория Фрейда, а также рассмотрим, как положения теории иллюстрируются обыденным поведением
человека.
|