напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет
место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта
невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою
энергию на каком-нибудь другом объекте. Рассмотрим следующую не столь уж редкую ситуацию. Ваш
начальник запугал вас мерами, которые последуют, если вы не выполните свою работу. Вы приходите
домой, хлопаете дверью, пинаете собаку и кричите на своего супруга. Что произошло? Вы выместили
свою злость на объектах, не имеющих прямого отношения к вашему состоянию; это было непрямое
выражение эмоций.
Фрейд считал, что многие социально-психологические феномены можно понять в контексте
смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Например, социализацию ребенка
можно частично объяснить как результат последовательного смещения сексуальной потребности от
одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом расовые
предрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивных побуждений. Согласно Фрейду,
все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом
смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности получать удовольствие прямо и
немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие
предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки
напряжения. Таким образом появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие
институты.
Развитие личности: психосексуальные стадии
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или
генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую
роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности
индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том,
что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем
проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий,
коренящихся в инстинктивных
процессах организма.
Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности:
оральной, анальной, фаллической и генитальной.
В общую схему развития Фрейд включил и
латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и
началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период это не стадия. Первые три стадии
развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегенитальными стадиями,
поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности.
Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях
областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В табл. 3-1 дается описание
стадий психосексуального развития по Фрейду.
Таблица 3-1. Стадии психосексуального развития по Фрейду
Стадия
Возрастной
период
Зона сосредоточения либидо
Задачи и опыт, соответствующие
данному уровню развития
Оральная
018 месяцев
Рот (сосание, кусание, жевание)
Отвыкание (от груди или рожка).
Отделение себя от материнского тела
Анальная
1,53 года
Анус (удержание или
выталкивание фекалий)
Приучение к туалету (самоконтроль)
Фаллическая
36 лет
Половые органы (мастурбация)
Идентификация со взрослыми того же
пола, выступающими в роли образца
для подражания
Латентная
612 лет
Отсутствует (сексуальное
бездействие)
Расширение социальных контактов со
сверстниками
Генитальная
Пубертат
(половое
созревание)
Половые органы (способность к
гетеросексуальным отношениям)
Установление интимных отношений
или влюбленность; внесение своего
трудового вклада в общество
|