значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание.
Представим себе отца, который
отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто
ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и
упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда,
когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на
очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него
смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и
индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально
развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).
Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые
психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты
расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила эго. Более того,
чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших
потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени
используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы
чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную
почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению
реальности (Vaillant, 1986).
Завершив обсуждение ключевых психоаналитических концепций Фрейда, обратимся к исходным
положениям, лежащим в основе его глубокой теории человеческой природы.
Основные положения Фрейда относительно природы человека
Объединяющая идея этой книги состоит в том, что все теоретики личности придерживаются
определенных исходных (основных) положений о природе человека. К тому же эти положения, которые
невозможно подтвердить или опровергнуть, помогают устанавливать основные черты различия и
сходства между существующими теоретическими направлениями. Теперь, когда мы рассмотрели
ключевые концепции психоаналитической теории, проанализируем позицию Фрейда по этим девяти
положениям, перечисленным в главе 1. Его позиция по соответствующим положениям выглядит
следующим образом (рис. 3-2).
Сильная
Умерен-
ная
Слабая
Средняя
Слабая
Умерен-
ная
Сильная
Свобода
+
Детерми
Рациональность
+
Ирраци
Холизм
+
Элемен
Конституционализм
+
Инвайр
Изменяемость
+
Неизме
Субъективность
+
Объект
Проактивность
+
Реактив
Гомеостаз
+
Гетерос
Познаваемость
+
Непозна
Рис. 3-2. Позиция Фрейда по девяти основным положениям относительно природы человека.
(Помеченные области обозначают степень предпочтения одного из двух полярных положений.)
Свободадетерминизм. Фрейд был убежденным биологическим детерминистом (Kline, 1984).
Он полагал, что все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления)
подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в
особенности сексуальным и агрессивным инстинктами. Это означает, что Фрейд рассматривал людей
преимущественно механистически, по его мнению, ими управляют те же самые законы природы,
которые применимы к поведению других организмов. Если бы это было не так, психология как строгая
наука не могла бы существовать.
В подобной теоретической системе нет места для таких понятий, как свобода выбора, личная
ответственность, воля, спонтанность и самоопределение. Фрейд отчетливо понимал, что у человека над
всем главенствует иллюзия свободы, но все же он настаивал, что люди в действительности не способны
|