Основная ловушка для персонологов, заинтересованных в проверке теории Фрейда, заключается
в невозможности воспроизведения клинических данных в контролируемом эксперименте. Вторая
проблема в установлении валидности психоанализа связана с тем, что его положениям невозможно дать
рабочие определения (то есть теоретические концепции зачастую сформулированы таким образом, что
трудно делать из них недвусмысленные выводы и проверяемые гипотезы). Когда получаемые
результаты основаны на столь нечетких и неопределенных умозаключениях, просто невозможно
понять, согласуются ли они с теорией. Это не означает, что психоаналитическая теория недостоверна.
Скорее это значит, что на данный момент не существует общепринятых методов и процедур, с
помощью которых можно оценивать положения теории. Наконец, теория психоанализа имеет характер
«послесловия». Иными словами, она более адекватно объясняет прошлое поведение, чем предсказывает
последующее.
Где же можно найти валидные доказательства различных аспектов теории Фрейда? Большинство
исследований, проведенных на животных, подвергнуты критике персонологами из-за их
искусственности и чрезмерного упрощения концептуально сложных процессов. Поиск адекватных
доказательств идет в направлении разработки экспериментальных аналогов психоаналитических
конструкций (то есть моделирования теоретических концепций в лабораторных условиях). Мы не будем
пытаться дать исчерпывающий анализ многих сотен исследований, посвященных проверке теории
Фрейда (см. Fisher, Greenberg, 1985; Masling, 1983, 1986, где дается обзор психоаналитических работ).
Вместо этого мы сосредоточимся на наиболее иллюстративных и характерных примерах. На
следующих страницах будут подробно рассмотрены исследования двух важнейших конструктов
психоанализа: 1) вытеснение и 2) неосознаваемый конфликт.
Экспериментальное изучение вытеснения
Вытеснение ключевая концепция у большинства психоаналитиков (Cramer, 1988; Erdelyi,
1985; Grunbaum, 1984). По этому вопросу проведено больше экспериментальных исследований, чем в
отношении какой-либо другой концепции Фрейда (Westen, 1990). В ранних исследованиях вытеснения
изучалось воспроизведение различного материала, вызывающего нейтральные, позитивные или
угрожающие, неприятные ассоциации (Jersild, 1931; Meltzer, 1930; Rosenzweig, 1933). В целом,
результаты показали, что неприятные, негативные переживания вспоминаются реже, чем позитивные
или нейтральные. Однако скоро стало ясно, что фрейдовская концепция вытеснения не предполагает
элиминации всех переживаний с аффективно-неприятным значением (Sears, 1936). Скорее вытеснение
зависит от наличия «угрозы эго» (основная угроза самооценке), а не от простой неприятности или
угрозы. Более поздние исследования показали: когда причина вытеснения (угроза эго) исчезает, то
вытесненное содержание возвращается в сознание. Это явление объяснялось как «возвращение
вытесненного» (Flavell, 1955; Zeller, 1950). Иначе говоря, если угроза устранена, для вытесненного
материала становится безопасным возвращение на уровень осознавания. Фрейд, несомненно, расценил
бы подобное исследование как неуместную демонстрацию того, что уже известно из клинических
наблюдений.
Результаты большинства экспериментальных исследований вытеснения понятны, но их
интерпретация вызывает много споров.
Обратимся к часто упоминаемому исследованию Д'Зарилла (D'Zurilla, 1965). Студентам
колледжа предъявили 20 слов, которые они потом воспроизводили. Групповых различий в запоминании
не было обнаружено. Затем всем студентам предъявили серию из десяти слайдов. На каждом слайде
было изображено чернильное пятно и два слова из набора, демонстрировавшегося ранее. Испытуемых
просили указать на каждом слайде из двух слов одно, которое лучше всего описывает данное
чернильное пятно. После этой основной процедуры Д'Зарилла разделил испытуемых на две группы и
приступил к экспериментальным манипуляциям. Экспериментальной группе было сказано, что тест
чернильных пятен предназначен для выявления латентной гомосексуальности. Сообщалось, что одно из
двух слов на каждом слайде, как правило, выбирают латентные гомосексуалисты, а другое слово
обычно выбирают гетеросексуальные испытуемые. Студентам из контрольной группы сказали только,
что они принимают участие в разработке нового варианта теста чернильных пятен. После того, как на
все слайды были получены ответы, испытуемым из обеих групп был предложен еще один тест на
запоминание; различий снова не было обнаружено.
Затем каждому испытуемому из экспериментальной группы пришлось испытать угрозу своему
эго: экспериментатор сообщил, что он выбрал девять из десяти «гомосексуальных» слов. Напротив,
|