нередко критикуют за недостаточную определенность самих методов психотерапии.
Цель всех технических приемов может быть сформулирована как стремление к проникновению в
феноменологический мир пациента. В отличие от психотерапевта динамического направления,
психотерапевт не касается здесь прошлого пациента, диагноза, не стремится к инсайту, интерпретации,
не рассматривает чередование переноса и контрпереноса, не указывает целей, не является директивным
или конфронтирующим, навязывающим свое мнение пациенту в форме наставлений или решающих
проблему предпочтений. Психотерапевты школы Роджерса и классического экзистенциализма имеют,
по сути, вербальные взаимоотношения с пациентом. Другие школы в гуманистическом направлении в
психотерапии часто невербальны в своем подходе. Они (например, гештальт-терапия) видят
сверхинтеллектуализацию как часть проблемы пациента, т. е. проявление защиты против переживаний
и чувств, и не принимают ее в качестве терапевтического приема. Психотерапевты пытаются
сосредоточить активность на рефлексии, предпочитают действие слову или, как минимум, комбинируют
действие с интроспекцией. Их цель заключается в развитии осведомленности пациента о телесных
ощущениях, позах, напряжении и движениях с акцентом на соматических процессах. Основной упор
делается на усилении, побуждении пациента. Приемами, выражающими самопереживания в таких
школах, является сочетание прямой конфронтации с
драматизацией, т.е. разыгрывание ролей,
переживание фантазий в терапевтической обстановке.
В гуманистическом направлении в психотерапии делается также попытка объединить ум, тело и
душу путем фокусировки на духовном измерении, что осуществляется в основном методами медитации.
Считается, что состояние конечного глубокого отдыха позволяет выходить за пределы мира
индивидуального «Я». В большинстве методов тренировки воли и внимания центральной является
сосредоточенность на специальном произнесении слов или мантр, что, например, служит основанием
для возникновения состояния без «Я» или трансцендентального состояния, не сосредоточенного на «Я».
В гуманистическом направлении в психотерапии может быть выделено 3 основных подхода:
1. Философский подход, который использует экзистенциальные принципы как основу для
проведения психотерапии. В процессе взаимного диалога или встречи («здесь и теперь») проводится
вербальная психотерапия (например, клиент-центрированная терапия и логотерапия).
2. Соматический подход, который основывается на применении невербальных методов, ведущих
к интеграции «Я» посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и
сенсорных ответах (например, гештальт-терапия), и / или физических, двигательных методах
интенсивного отреагирования и эмоционального «наводнения», в которых акцент делается на телесном
стимулировании и высвобождении чувств (например, биоэнергетический анализ Лоуэна и первичная
терапия Янова).
3. Духовный подход, в центре которого конечное утверждение «Я» как трансцендентального или
трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете,
по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом).
Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной медитации) или духовного
синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и
практики деидентификации (например, психосинтез).
Согласно Карасу (1977), рассматриваемое направление в психотерапии характеризуется
следующими основными категориями:
концепция патологии (основывается на признании существования экзистенциального
отчаяния как следствия утраты человеком возможностей, расщепления «Я», рассогласования с
собственными знаниями);
здоровье (связано с реализацией потенциала человека развитием «Я», достижением
подлинности, непосредственности);
желательные изменения (непосредственность переживаний, восприятие и выражение
ощущений или чувств в данный момент);
временной подход (внеисторический, фокусируется на феноменологическом моменте);
лечение (кратковременное и интенсивное);
задача психотерапевта (сводится к взаимодействию в атмосфере взаимного принятия,
способствующего самовыражению от соматического до духовного);
|