С точки зрения Аммона, наиболее существенное следствие пребывания человека в социально-
энергетическом поле развитие его личности. Каждая значимая для человека встреча меняет его,
результатом является постоянно меняющаяся целостная идентичность, формирующаяся на основе цепи
важных встреч и кризисных ситуаций. Социальная энергия выполняет функцию трансмиттера между
динамикой группы и структурными следствиями для каждого участника этой группы. Структура «Я»
это «текучая социальная энергия, которую личность отражает в сумме полученной социальной энергии
как в количественном, так и в качественном отношении», а умение регулировать социальную энергию,
способность получать и отдавать ее Аммон относил к одной из центральных функций личности, тесно
связанных с ее идентичностью.
Действенность социальной энергии, с точки зрения Аммона, обусловлена тем, что она
затрагивает «центральное "Я" человека, т. е. его бессознательное». Развитие личности идет по спирали,
при этом она проходит следующие этапы: получение социальной энергии, структурные изменения в
бессознательном, изменение идентичности «Я» и внутригрупповых отношений и новый уровень
получения социальной энергии.
Аммон дифференцировал качество социальной энергии (конструктивная, деструктивная и
дефицитарная), определяющее характер формирующейся личности. Конструктивная социальная энергия
определяется большей выносливостью к нагрузке. Характерная особенность этого вида энергии состоит
в том, что к человеку не только относятся с теплом, вниманием, не только принимают его всерьез, но и
«держат перед ним зеркало, в котором показывают ему, кто он и куда может развиваться». По
способности переносить страх можно определить социально-энергетический потенциал человека.
Деструктивная энергия сопутствует любым формам открыто враждебного, агрессивного обращения к
человеку, ограничения его личной свободы. Дефицитарная социальная энергия представляет случаи
намеренного отказа от обращения к человеку, лишения его эмоционального тепла и стимулов
структурного роста личности. Дефицитарное социально-энергетическое поле, как считал Аммон,
характерно для формирования симбиотических отношений.
В патогенных групповых структурах социальная энергия может поддерживать, усиливать
неконструктивные, морбидные личностные характеристики. Так, партнеров по группе, способствующих
взаимоподкреплению нарциссических потребностей, Аммон образно называл нарциссическими
сообщниками. Из понимания морбидной роли социальной энергии вытекает и концепция терапии по
Аммону. Групповые деструктивные и дефицитарные поля, поддерживающие заболевание, должны быть
в терапевтическом социально-энергетическом поле заменены на конструктивные временно, до
наступления соответствующих изменений в бессознательной сфере, которые будут иметь следствием
иную идентичность «Я», другой рисунок социального поведения и потребностей. Предполагается, что
после этого пациент уже сам, вне терапии, будет стремиться к попаданию в конструктивные социально-
энергетические поля, что должно привести к устойчивому выздоровлению. Задача терапии
обеспечить создание социально-энергетического поля, которое было бы адекватно актуальному
состоянию идентичности «Я» больного. Регулирующую работу с целью обеспечить способность к
приему социальной энергии Аммон считал более важной, чем фокусировку на толковании переноса.
Функция психотерапевта гибко балансировать между удовлетворением нарциссических
потребностей больного (избыточное удовлетворение может затормозить индивидуальное развитие на
уровне симбиотических отношений с врачом) и конфронтационной работой, обеспечивающей
индивидуальный рост (избыточная активность чревата вырождением архаичных страхов быть
покинутым матерью).
Представление о решающем значении для развития личности социальных отношений
индивидуума, далеко выходящих за пределы диадного контакта с матерью, давно уже является
общепризнанным в психологии и психоанализе. Основополагающие работы в этой области появились
еще в довоенные годы. К концепции инстинкта смерти, отвергаемой сейчас большинством
психоаналитиков, критически относился к концу своей жизни и ее автор. О силовом поле социального
воздействия, полемизируя с линейным видением межличностных отношений, как известно, впервые
заговорил Левин (Lewin K.). И хотя в свете этих данных трудно говорить об абсолютной новизне этой
стороны концепции социальной энергии по Аммону, это ни в коей мере не умаляет заслуг Аммона как
одного из страстных полемистов, которому социальная наука обязана своим нынешним состоянием.
|