психотерапевт при анализе симптомообразования учитывает как интрапсихическую динамику, так и
актуальную жизненную ситуацию пациента и обстоятельства, подкрепляющие проявления болезни.
Отмечаются также попытки интегрировать когнитивные и поведенческие подходы в
психотерапии. Познавательно-обучающий подход как синтез когнитивного и поведенческого
направлений в психотерапии, с одной стороны, признает важность интраперсональных факторов в
адаптации, а с другой акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и
функционирование личности больных (Mahoney M. J., 1977). Сущность этой новой, интегративной
формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:
1) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые,
сколько на когнитивные представления о них;
2) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами
научения;
3) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы;
4) мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны.
Эти положения определяют и главные цели психотерапии: перцептуальные навыки, моторные
(исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Пациента обучают тонкому перцептуальному
различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы,
биохимические изменения и др.). Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и
критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений,
ожиданий). Больному дают возможность
убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии
личности. В заключение пациенту обычно предлагается тренинг исполнительных навыков,
расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий.
Широкое сочетание различных видов психотерапии, прежде всего экзистенциальной,
используется в одном из новых направлений
психосинтезе,
цель которого гармонизация и
интеграция в единое целое всех качеств и функций индивидуума. Нейролингвистическое
программирование,
междисциплинарная интегративная концепция психотерапии, предоставляет в
распоряжение психотерапевта метамодель как поэтапную стратегию психотерапевтического поведения,
расширяющую модель мира пациента и создающую условия для процесса изменения личности.
Предполагается, что данная метамодель может использоваться психотерапевтом любой ориентации и на
определенном этапе должна быть интегрирована в лечебный процесс с методами, существующими в
уже установившихся видах психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная)
психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как открытая психотерапевтическая система в
последние годы расширяет свои возможности благодаря интеграции некоторых теоретических
принципов и приемов поведенческой и гуманистической психотерапии (прежде всего клиент-
центрированной психотерапии и гештальт-терапии). Становление интегративной личностно-
ориентированной (реконструктивной) психотерапии требует синтеза концептуальных основ психологии
отношений, деятельности и общения личности, нарушений ее развития и реконструкции. На базе этой
интегративной концепции психотерапии возможно включение в данную систему релевантных ей и
наиболее эффективных лечебных методов других психотерапевтических ориентации.
Таким образом, становление И. п. представляет собой движение в направлении концептуального
синтеза современных научных теорий личности и ее изменения, а также соответствующих им
психотерапевтических методов.
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО ПЕТЦОЛЬДУ. Метод, направленный на
интеграцию различных направлений и одновременно пытающийся подвести под
психотерапевтическую деятельность научный фундамент. Этот метод называют также интегративной
гештальт-терапией. Интегративную терапию начал развивать с середины 1960-х гг. немецкий психолог,
теолог и философ Петцольд (Petzold H., род. в 1942 г.) вместе со своими сотрудниками. По Петцольду,
«интегративная терапия связывает метод с конфликт-центрированным, глубинным подходом,
включающим в себя упражнения и испытания определенных эмоций». Она расширяет принцип
классической гештальт-терапии «здесь-и-сейчас» и одновременно временную перспективу, горизонты
прошлого и будущего, учитывая при этом временной континуум, социальное и экологическое
пространство в качестве контекста. Интегративная терапия понимается как интегративная интервенция.
|