Navigation bar
  Print document Start Previous page
 161 of 825 
Next page End  

И. т. ж. п. А. — яркий пример эклектической психотерапии,
сочетающей приемы гештальт-
терапии, психодрамы, а также экзистенциальную ориентацию при отсутствии жестких концептуальных
рамок. Для И. т. ж. п. А. характерна директивность, тщательная предварительная проработка сценария
психотерапевтических и тренинговых занятий, интенсификация и драматизация включения участников
в работу группы.
Основные принципы И. т. ж. п. А.:
1. Реалистичность (реализация правил «принятия судьбы» и «платы за все»).
2. Синтетичность («холистичность, тотальность» — поуровневая проработка пиковых
переживаний участников группы с опорой на различные репрезентативные системы и с
использованием широкого арсенала приемов).
3. Интенсификация переживаний (идентификация прорабатываемых переживаний и «выгорание
лишнего»).
4. Опора на сохранные психические процессы и компенсаторные механизмы.
5. Драматизация (приемы «зависания над бездной», повторные переключения полярных
переживаний участников группы, драматическая детализация и эксплуатация групповой динамики
формирование ассоциативных связей создаваемой психодраматической ситуации с реальными
проблемами и взаимоотношениями участников группы).
6. Истинность информации (достигаемая приемами «материализации» и редуцированного
«измерения» переживаний).
7. Четкое определение психотерапевтических (или тренинговых) целей, динамическая открытая
шкалированная (балльная) оценка (самооценка) психокоррекционного эффекта.
Автор организует 2-5-дневные тренинговые семинары для психотерапевтов, врачей и
психологов. Жесткая личностно-ориентированная направленность позволяет расценивать эти занятия
как своеобразный профотбор и лабораторию профессионального и личностного роста психотерапевтов.
ИНТЕРАКЦИОННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Метод разработан Хайгл-Эверс и Хайглом (Heigl-
Evers A., Heigl F. S.) и представляет собой самостоятельный вариант групповой психоаналитической
психотерапии.
Модель И. п. занимает собственную «нишу» в психотерапевтических структурах,
отличную как от коммуникативно-активирующих подходов, основанных преимущественно на
поведенческих и психодраматических приемах, так и от классических психоаналитических подходов, где
техническая сторона вмешательства психотерапевта и работа над переносом выглядят совершенно
иначе. Метод интересен также и тем, что представляет собой одну из немногих систематически
разработанных попыток психотерапии доэдиповских нарушений.
Теоретической основой модели является интеграция ряда концепций из социальной психологии
и групповой динамики в основную психоаналитическую процедуру. Название метода заимствовано
авторами у Кона (Cohn R.). Предметом психотерапии является манифестное коммуникативное
поведение, регулирование взаимодействия между пациентами, социальные позиции и роли, которые
выпадают индивиду в группе и которые он приписывает другим. Авторы используют основной
принцип «селективной аутентичности»
Кона. К техническим новшествам метода относится
избирательное обращение с реакциями контрпереноса и формулирование «принципа ответа» вместо
«принципа интерпретации». Анализ переноса не является предметом этого метода психотерапии.
Психотерапевт должен выступать в качестве объекта для больного, выполняя при этом
различные роли. В начале психотерапии он подобен первичному (родительскому) объекту. Он
постоянно доступен, надежен и устойчив в общении, с интересом относится к пациенту, даже если
ситуация общения отягощена коммуникативными трудностями и негативными эмоциональными
реакциями больного. Сначала психотерапевт должен воспринять жалобы больного (контейнерная
функция по Байону (Bion W. R.)), облечь их в слова, что организовало и постепенно сделало бы их
символичными для больного. Это происходит за счет того, что он обогащает сообщения больного
собственными ассоциативными находками, образами и историями. Таким образом он предоставляет
себя в распоряжение пациента в качестве вспомогательного «Я», замещая дефицитарные функции «Я»
последнего.
Далее психотерапевт не интерпретирует бессознательные психические процессы больного, а, по
определению автора, «отвечает», т. е. дает понять больному, что является его переживающим
Hosted by uCoz