И. т. ж. п. А. яркий пример эклектической психотерапии,
сочетающей приемы гештальт-
терапии, психодрамы, а также экзистенциальную ориентацию при отсутствии жестких концептуальных
рамок. Для И. т. ж. п. А. характерна директивность, тщательная предварительная проработка сценария
психотерапевтических и тренинговых занятий, интенсификация и драматизация включения участников
в работу группы.
Основные принципы И. т. ж. п. А.:
1. Реалистичность (реализация правил «принятия судьбы» и «платы за все»).
2. Синтетичность («холистичность, тотальность» поуровневая проработка пиковых
переживаний участников группы с опорой на различные репрезентативные системы и с
использованием широкого арсенала приемов).
3. Интенсификация переживаний (идентификация прорабатываемых переживаний и «выгорание
лишнего»).
4. Опора на сохранные психические процессы и компенсаторные механизмы.
5. Драматизация (приемы «зависания над бездной», повторные переключения полярных
переживаний участников группы, драматическая детализация и эксплуатация групповой динамики
формирование ассоциативных связей создаваемой психодраматической ситуации с реальными
проблемами и взаимоотношениями участников группы).
6. Истинность информации (достигаемая приемами «материализации» и редуцированного
«измерения» переживаний).
7. Четкое определение психотерапевтических (или тренинговых) целей, динамическая открытая
шкалированная (балльная) оценка (самооценка) психокоррекционного эффекта.
Автор организует 2-5-дневные тренинговые семинары для психотерапевтов, врачей и
психологов. Жесткая личностно-ориентированная направленность позволяет расценивать эти занятия
как своеобразный профотбор и лабораторию профессионального и личностного роста психотерапевтов.
ИНТЕРАКЦИОННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Метод разработан Хайгл-Эверс и Хайглом (Heigl-
Evers A., Heigl F. S.) и представляет собой самостоятельный вариант групповой психоаналитической
психотерапии.
Модель И. п. занимает собственную «нишу» в психотерапевтических структурах,
отличную как от коммуникативно-активирующих подходов, основанных преимущественно на
поведенческих и психодраматических приемах, так и от классических психоаналитических подходов, где
техническая сторона вмешательства психотерапевта и работа над переносом выглядят совершенно
иначе. Метод интересен также и тем, что представляет собой одну из немногих систематически
разработанных попыток психотерапии доэдиповских нарушений.
Теоретической основой модели является интеграция ряда концепций из социальной психологии
и групповой динамики в основную психоаналитическую процедуру. Название метода заимствовано
авторами у Кона (Cohn R.). Предметом психотерапии является манифестное коммуникативное
поведение, регулирование взаимодействия между пациентами, социальные позиции и роли, которые
выпадают индивиду в группе и которые он приписывает другим. Авторы используют основной
принцип «селективной аутентичности»
Кона. К техническим новшествам метода относится
избирательное обращение с реакциями контрпереноса и формулирование «принципа ответа» вместо
«принципа интерпретации». Анализ переноса не является предметом этого метода психотерапии.
Психотерапевт должен выступать в качестве объекта для больного, выполняя при этом
различные роли. В начале психотерапии он подобен первичному (родительскому) объекту. Он
постоянно доступен, надежен и устойчив в общении, с интересом относится к пациенту, даже если
ситуация общения отягощена коммуникативными трудностями и негативными эмоциональными
реакциями больного. Сначала психотерапевт должен воспринять жалобы больного (контейнерная
функция по Байону (Bion W. R.)), облечь их в слова, что организовало и постепенно сделало бы их
символичными для больного. Это происходит за счет того, что он обогащает сообщения больного
собственными ассоциативными находками, образами и историями. Таким образом он предоставляет
себя в распоряжение пациента в качестве вспомогательного «Я», замещая дефицитарные функции «Я»
последнего.
Далее психотерапевт не интерпретирует бессознательные психические процессы больного, а, по
определению автора, «отвечает», т. е. дает понять больному, что является его переживающим
|