2.
Комплексность совместная работа врачей-психотерапевтов, врачей-психиатров,
психологов, социологов и юристов. Центральная фигура врач-суицидолог (врач психиатр,
психотерапевт, прошедший специальную подготовку по кризисной психотерапии),
занимающийся
диагностикой суицидального риска и антисуицидальных факторов, психотерапией и
психогигиенической работой с лицами, окружающими пациента, и группами риска. Медицинский
психолог занимается диагностикой, позволяющей уточнять индивидуальные психотерапевтические
программы, и участвует в их реализации, специалист по социальной работе вопросами
индивидуальной культурной и социальной (региональной) эпидемиологической диагностики и
адаптации, ведет разработку превентивных антисуицидальных программ. Юрист обеспечивает
консультации и правовую защиту пациентов. Медицинская сестра выполняет функции социального
работника и патронажной сестры.
3. Превентивность раннее выявление суицидального риска и профилактика суицидального
поведения, активная психогигиеническая работа.
4. Анонимность право пациента на анонимное обращение.
Ведущие психотерапевтические методы: индивидуальная кризисная психотерапия,
индивидуальное психологическое консультирование, семейная и групповая кризисная психотерапия.
В настоящее время К. с.-п. п. являются составной частью территориальных кризисных служб.
При наличии на территории обслуживания психотерапевтического центра функции К. с.-п. п. могут
выполнять кабинеты кризисной психотерапии, входящие в состав этих центров.
КАТАРСИС. Психотерапевтический смысл понятия К. заключается в эмоциональном
потрясении, испытываемом человеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных
и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы, и в последующем
адекватном отреагировании, т. е. освобождении от болезнетворных симптомов. К. является как
целенаправленным процессом организованного лечебного воздействия, так и достигнутым состоянием
очищения страдающего субъекта. Латинским синонимом К. является абреакция.
Понятие К. (очищение) в описание переживаемых человеком состояний ввел Аристотель (384-
322 гг. до н. э.), характеризуя воздействие трагедии на зрителя, совершающее посредством сострадания и
страха внутреннее очищение. Древнегреческая трагедия имеет мифо-теологическое основание, таким
образом, переживание сакрального действия, сопричастность к которому обусловлена личностной
значимостью происходящего, вызывает отреагирование. Античный театр следует ритуальным акциям
мистерий, которые, как позже литургическая практика христианства, способствуют переживаниям
катарсического типа. Визуальное восприятие и вербальное выражение (и самовыражение)
деятельные механизмы К.
Архитектоника религиозной жизни во все времена строилась с учетом организации возможности
транквилизировать общинную и (или) персональную ситуацию; этому служили и древние инициации, и
христианские таинства, прежде всего исповедь.
К. исповедальный подход к лечению душевных травм, использующий абреакцию эмоций, с
ними связанных. «Благодаря Брейеру (Breuer J.) и особенно Фрейду (Freud S.) эта разновидность
психоаналитической терапии была развита до уровня специального метода. ...Мы позволяем больному
выговориться, помогаем ему выбрать соответствующее направление в тех случаях, когда, как кажется, он
умалчивает о чем-то существенном, демонстрируем полное понимание того, что он говорит, и убеждаем
его в собственной моральной толерантности. Такие "исповеди" часто приносят облегчение» (Jaspers K.,
1997). По Юнгу (Jung С. G.), речь идет не об интеллектуальной констатации травмирующих
переживаний, необходимым является «подтверждение такого признания сердцем» (Юнг, 1988). В
психотерапевтических методах различных школ использован светский вариант института религиозной
исповеди. Аналогами являются также задушевные утешительные беседы, т. е. простой непринужденный
разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах, но чем слабее связь с
традиционным регламентом межличностного общения (ученика с наставником, младшего со старшим и
пр.), тем более поверхностен эффект очищения.
Иное объяснение механизмов К. предлагается Атанасовым с позиций учения И. П. Павлова о
высшей нервной деятельности. К. это физиологический (соответственно патофизиологический)
процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного
|