эволюцию, детского поведения. Процесс развития в целом представляет собой результирующую двух
факторов: эволюции врожденных процессов и воздействия на эти процессы опыта. Классическая
психоаналитическая теория выделяет две параллельные формы развития: развитие Эго, заключающееся
в приобретении Эго-функций, которые увеличивают автономию, и сексуальное развитие, состоящее в
преобразовании прегенитальных сексуальных и агрессивных побуждений во взрослую сексуальную и
сублимированную деятельность.
Психоанализ постулирует ряд стадий развития детской сексуальности, через которые индивид
проходит от младенчества до достижения латентного периода и которые синхронны с рядом стадий
развития Эго: оральная, анальная, фаллическая и эдипова стадии; три первые вместе составляют
доэдипову стадию. Они названы так потому, что рот, анус и пенис соответственно являются на
протяжении этих стадий главными источниками сексуального наслаждения. В оральной стадии рот
является главным источником удовольствия и, следовательно, центром познания, она начинается с
момента рождения. Фиксированные на оральном уровне склонны сохранять рот в качестве главной
эрогенной зоны и фиксироваться на матери (груди); для них характерны глубокие колебания настроения.
В анальной стадии анус и дефекация являются главными источниками чувственного наслаждения.
Овладение своим телом, особенно его сфинктерами, и социализация импульсов являются главными
занятиями младенца. Когда мальчики проходят через фаллическую стадию, они поглощены не только
своим пенисом, но также идеей потентности, половой зрелости, мужественности и силы. Эдипова
стадия развития сексуальности и Эго находится между 3 и 5 годами. Комплекс Эдипа группа в
значительной степени бессознательных представлений и чувств, концентрирующихся вокруг желания
обладать родителем противоположного пола. Согласно Фрейду, комплекс Эдипа это универсальный
феномен, заложенный в филогенезе и ответственный за бессознательное чувство вины. Разрешение
комплекса Эдипа достигается обычно идентификацией с родителем того же пола и временным
отречением от родителя противоположного пола, который «заново открывается во взрослом
сексуальном объекте». Эдипово соперничество с отцом является причиной страха кастрации. Фрейд
впервые упоминает о комплексе Эдипа в письме к своему другу Флиссу в 1897 г., это представление
возникло из самоанализа, который автор провел после смерти отца. Первая публикация, где
описывается комплекс Эдипа, это «Толкование сновидений». Эдипов комплекс и комплекс кастрации
являются единственными комплексами в К. п.
Фрейд интерпретировал определенные черты характера как дериваты стадий развития
сексуальности и развития Эго или как аналоги симптомов, т. е. защитные процедуры. Он использовал
две системы классификации генетическую и клиническую. Генетические типы характера соотносятся
с той или иной стадией развития сексуальности, от которой определенные черты характера и получают
свое название; это оральный, анальный, фаллический, генитальный характеры. Клинические типы
характера соотносятся с тем или иным психопатологическим состоянием, с которым они аналогичны
или имеют максимальное сходство; отсюда истерический, обсессивный, фобический, шизоидный,
депрессивный, маниакальный характеры. Оральный характер проявляется у лиц с фиксацией на
оральной стадии. Типичными чертами его являются оптимизм и пессимизм, щедрость, легкая смена
настроений, болтливость, жадность и склонность заниматься желанными размышлениями. Термин
«анальный характер» используется для ссылки на реактивные образования, на анальный эротизм,
компульсивные упрямство, аккуратность, скупость, но может относиться и к противоположным им
чертам. Индивид с фаллическим характером понимает сексуальное поведение как проявление силы.
Генитальный характер проявляется у личности, прошедшей полный анализ, которая разрешила свой
комплекс Эдипа, «пробила себе дорогу» через прегенитальную амбивалентность и достигла
генитального уровня психосексуального развития. Человек с генитальным характером полностью
свободен от инфантильной зависимости.
В теорию развития сексуальности входит описание механизмов регрессии и сублимации.
Регрессия это защитный процесс, посредством которого субъект избегает тревоги через возвращение
к более ранней стадии развития сексуальности и Эго; стадия, в которой происходит регрессия,
детерминирована существованием точек фиксации. Теория регрессии предполагает, что более ранние
модели поведения остаются в распоряжении субъекта как альтернативные способы действия. Поскольку
регрессия не является эффективным защитным механизмом, она обычно сопровождается
|