спор и выполнить требование финальной фазы. Партнеры завершают К. с. рукопожатием.
В группах супружеских пар обучение К. с. осуществляется с помощью сценарных разработок,
которые составлены по типу незаконченных предложений. Муж и жена получают описание ситуации и
контур роли и, после того как они идентифицировались с ними, начинают взаимодействие. Темы,
которые наиболее актуальны для групп К. с., воспитание детей, ревность, распределение
обязанностей в семье, доминированиеподчинение и др. Приводим образцы ролевых разработок для
мужа и жены.
Жена. Вам больше 30 лет. По профессии вы инженер. Характер работы бюрократический, не
требующий особых профессиональных знаний. Заработок средний. Привычный, годами сложившийся
коллектив. Рутина. Вы давно замужем. С мужем познакомились в институте. Есть ребенок, который
сейчас находится в гостях у бабушки. Вам кажется, что с момента создания семьи муж занял позицию
иждивенца, стороннего наблюдателя. Настоящий, увлеченный, активный он там на работе, с
сослуживцами, друзьями. Дома предпочитает ни во что не вмешиваться.
Летний день... Один из многих в вашей жизни. Сегодня с утра было холодно, поэтому вы надели
шерстяное платье. Днем потеплело. Возвращаясь домой после работы, вы ехали в душном транспорте. В
каждой руке у вас по тяжелой сумке с продуктами. Приходите домой и видите, что муж лежит на диване
с книгой. То ли читает, то ли спит. В кухне, куда вы зашли, гора грязной посуды в мойке, грязь на полу...
Вы испытываете очень сильное чувство... Такое чувство, что... Многие мысли промелькнули в
голове... Вы начинаете действовать в соответствии с этим вашим состоянием...
Муж. Вам за 30. Вы инженер одного из научно-исследовательских институтов, занимаетесь
научной и конструкторской работой. Вас это захватывает. Подчас задерживаетесь на работе, так как вам
хочется обсудить идеи с коллегами, доделать то, что не успели. В коллективе вас уважают как
специалиста, хотя вы и не сделали блестящей карьеры. Заработок средний. Это вас не удовлетворяет, но
сам характер работы «все искупает». Общественной работы вы сторонитесь. У вас семья, с женой
познакомились в институте. Один ребенок, он сейчас гостит у бабушки. Дома в последние годы частые
конфликты с женой. Она все время чем-то недовольна. Ей кажется, что вы уделяете семье мало
внимания. Действительно, работа отнимает у вас много сил. Дома хочется отдохнуть, расслабиться, что-
то обдумать. В конфликтах с женой стараетесь ее понять, иногда уступаете ей, но не всегда это
получается. Сегодня вернулись домой, пообедали. На кухне оставили все как есть, решив, что уборку
сделаете позже. Нужно было во что бы то ни стало дочитать книгу, которую вам дали на несколько дней.
Жена пришла с работы чуть позже обычного. Правда, вы так увлеклись книгой, что не очень
обратили внимание на ее приход.
Но, услышав ее голос, откладываете книгу...
Бах и Уиген (1969) оценивали стиль спора по 9 критериям, а результаты спора по 12
позициям. Кратохвил (1985) сократил число позиций оценки стиля и результата спора до 4
соответственно. При оценке стиля спора по каждой позиции психотерапевт или прошедшие подготовку
участники психотерапии начисляют +1 или -1 балл. На партнеров по К. с. заполняется общий бланк
оценки стиля спора, а при выраженности конфликта бланк на каждого участника (табл. 3).
Таблица 3. К. с. по Кратохвилу. Стиль спора
+
-
1. Конкретность
В споре имеется предмет, нападение
или защита сводится к конкретному
поведению «здесь и теперь»
Обобщение: поведение называется
«типичным», ссылка на события прошедшие
или не имеющие отношения к делу
2. Вовлеченность
Оба увлечены, наносят и получают
сильные «удары»
Один из участников не задействован,
находится в стороне от спора, оскорбляется,
прекращает спор преждевременно и т. д.
3. Коммуникация
Ясная, открытая, каждый говорит за
себя, думает то, что говорит. Его
можно понять и ответить ему.
Хорошая «обратная связь»
Слишком частое повторение своих доводов
и невнимание к доводам другого. Скрытые
признаки непонимания, намеки, неясности,
«шум»
|