Navigation bar
  Print document Start Previous page
 248 of 825 
Next page End  

использованием групповой психотерапии,
позволило на основе анализа опыта практической работы и
научных исследований в данной области более четко и конкретно сформулировать основные
теоретические положения этой психотерапевтической системы в целом применительно и к
индивидуальной, и к групповой ее формам, и прежде всего ее цели и задачи, а также представления о
механизмах лечебного действия.
Сформулированные вначале задачи Л.-о. (р.) п. К., И., Т. основанные на положениях,
разработанных В. Н. Мясищевым, по сути дела отражают поэтапный характер психотерапевтического
процесса — от изучения личности пациента и пациентом, через осознание,
к
коррекции нарушенных
отношений личности — и фокусируют психотерапевтический процесс преимущественно на
когнитивных аспектах. Однако Л.-о. (р.) п. К., И., Т. не просто включает в качестве своих задач три
плоскости изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую) — сам процесс психотерапии
основан на сбалансированном использовании когнитивных, эмоциональных и поведенческих
механизмов.
Цели и задачи любого психотерапевтического направления, ориентированного на личностные
изменения, вытекают из представлений о специфике личностных нарушений, что в свою очередь
определяется личностной концепцией. Именно поэтому в рамках конкретного направления цели и
задачи психотерапии формулируются в общем виде как для индивидуальной, так и для групповой
психотерапии, но решаются с помощью собственных средств.
Задачи Л.-о. (р.) п. К., И., Т. с учетом трех плоскостей ожидаемых изменений более подробно
могут быть сформулированы следующим образом:
1. Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание). Процесс
психотерапии должен помочь пациенту осознать:
— связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением
невротических расстройств;
— какие ситуации вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции,
провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптоматики;
— связь между негативными эмоциями и появлением, фиксацией и усилением симптоматики;
— особенности своего поведения и эмоционального реагирования в различных ситуациях, их
повторяемость, степень адекватности и конструктивности;
— как воспринимается его поведение другими, как реагируют окружающие на те или иные
особенности поведения и эмоционального реагирования и как оценивают их, какие последствия имеет
такое поведение;
— существующее рассогласование между собственным образом «Я» и восприятием себя другими;
— собственные потребности, стремления, мотивы, отношения, установки, а также степень их
адекватности, реалистичности и конструктивности;
— характерные защитные психологические механизмы;
— внутренние психологические проблемы и конфликты;
— более глубокие причины переживаний, способов поведения и эмоционального реагирования
начиная с детства, а также условия и особенности формирования своей системы отношений;
— собственную роль, меру своего участия в возникновении, развитии и сохранении
конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также того, каким путем можно было бы избежать их
повторения в будущем.
В целом задачи интеллектуального осознания в рамках Л.-о. (р.) п. К., И., Т. сводятся к трем
аспектам: осознание связей «личность—ситуация—болезнь», осознание интерперсонального плана
собственной личности и осознание генетического (исторического) плана. Следует подчеркнуть, что
первая стадия осознания, которая условно обозначается как «ситуация—личность—болезнь», не имеет
определяющего значения для собственного психотерапевтического эффекта. Она скорее создает более
устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом
процессе.
2. Эмоциональная сфера. Процесс психотерапии должен помочь пациенту:
— получать эмоциональную поддержку со стороны психотерапевта или группы, пережить
положительные эмоции, связанные с принятием, поддержкой и взаимопомощью;
Hosted by uCoz