пациентов на сеансе до нескольких сотен. Это достигается использованием эффекта взаимного
эмоционально-психологического потенцирования применявшегося издревле в сакральном храмовом
действии. Подобный организационный прием имел положительное социальное значение также для
ликвидации очереди на лечение в период внедрения метода и для каждого отдельно взятого пациента,
решимость которого лечиться всегда находит безотлагательную поддержку.
Собственно общий сеанс массовой эмоционально-эстетической психотерапии разделен на ряд
последовательных этапов: беседа врача с аудиторией, проповедь священника, антиалкогольная служба
(взятая из Устава Санкт-Петербургского Александра Невского общества трезвости), напутственное слово
священника и, наконец, сокращенный вариант сеанса А. Р. Довженко (продолжительность всего занятия
около 6-8 часов). Подобные масштабы лечебного процесса потребовали распределения ролевых
функций между руководителем сеанса и его ассистентами другими врачами-психотерапевтами,
принимающими непосредственное участие в общем сеансе и заключительной индивидуальной работе с
каждым пациентом. «Театр одного актера» в варианте метода А. Р. Довженко в данной модификации
был заменен «групповым театром» бригадой врачей-психотерапевтов.
Участие священника в психотерапевтическом сеансе привело к частичному изменению
содержания разъяснений, обращенных к пациентам; наряду с психобиологическим пониманием
человека стали использоваться положения христианской антропологии (например, душа, греховное
состояние), более близкие к обыденному сознанию; при возможности привлекался хор духовной
музыки. Модель сеанса отражает тенденцию к сопряженности медицинской психотерапии и
психотерапии церковной (соборность действия, борьба за человеческие души). Ритуализация лечебного
процесса явно усиливает эмоционально-эстетическое действие психотерапевтических факторов и
гармонизирует проповедь и молебен с последующими медицинскими процедурами. Форма метода
заложила основы совместной работы врачей и священников, согласованные между Министерством
здравоохранения СССР и Русской православной церковью. Необходимо отметить, что практика данного
метода получила благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, а корректировка
отдельных элементов сеанса проводилась под духовным руководством протоиерея Василия Лесняка.
Патологической системе алкоголизма, закрепившейся в личности больного, в предложенном
методе противостоит сложная лечебная система. Сохранены основные принципы стрессопсихотерапии
алкоголизма («кодирование») по А. Р. Довженко, но в то же время Г. И. Григорьев внес в нее новое
содержание. А. Р. Довженко говорил, что решение всех проблем больного он берет на себя, что
вызывало и продолжает вызывать во многом справедливые нарекания со стороны психотерапевтов.
Такой подход настраивает больных на полную пассивность и не включает в необходимой мере в
лечебный процесс их личностные возможности, не способствует перестройке личности, держит эту
личность в страхе перед непредсказуемыми последствиями в случае нарушения «кода». Метод
эмоционально-эстетической психотерапии, наряду с известными из клинической практики
характерными чертами заболевания и личности пациентов, учитывает церковную оценку больного
алкоголизмом как «грехопадение» в болезнь. В новом измерении пациент становится не только больным
алкоголизмом, но и страждущим грешником, а значит, имеет не только право на медико-социальную
помощь, но и обязанность быть человеком. Церковное участие в интенсивной форме помогает
пациенту сделать несколько шагов, аналогичных системе Анонимных алкоголиков; тем самым в
сердцевине метода заложено не только вынужденное воздержание от алкоголя, но и свободное духовное
восстановление. Таким образом, метод эмоционально-эстетической психотерапии затрагивает еще и
духовную сущность пациентов, обращая их внимание на необходимость служения добру, любви и
красоте в широком понимании слова и всемерного развития в себе этих качеств как антипода зла,
несправедливости и насилия, процветанию которых, безусловно, благоприятствует пьянство и ими же
провоцируется. В описании отдельных элементов метода и их толковании пациентам используется
метафорически терминология церковной практики: паломничество, пост, исповедь. Этот прием несет не
эстетическую функцию, а достаточно прагматическую: продемонстрировать взаимосвязь церковной
жизни с кризисной повседневностью. Для многих пациентов лечение начинается со своеобразного
паломничества. Узнав об «эффективном исцелении», как правило, от своих знакомых, прошедших
лечение, больные из различных районов города и области, а также других городов страны отправляются
в центральное лечебное учреждение, практикующее метод эмоционально-эстетической психотерапии,
|