«Мы» группы. Групповая сплоченность рассматривается как фактор, аналогичный отношениям
«психотерапевт пациент» в индивидуальной психотерапии.
10. Катарсис: отреагирование, эмоциональная разгрузка, выражение сильных чувств в группе.
Кратохвил в качестве основных М. л. д. г. п. указывает следующие: участие в группе,
эмоциональную поддержку, самоисследование и самоуправление, обратную связь, или конфронтацию,
контроль, коррективный эмоциональный опыт,
проверку и обучение новым способам поведения,
получение информации и развитие социальных навыков.
Пациентами в качестве основных М. л. д. г. п. чаще всего указываются: осознание нового (самого
себя, восприятия другими, понимание других людей), переживание в группе положительных эмоций (в
отношении самого себя, других членов группы и группы в целом, положительных эмоций от участников
группы), приобретение новых способов поведения (прежде всего межличностного взаимодействия и
поведения в эмоционально напряженных ситуациях).
Указанные М. л. д. г. п. охватывают все три плоскости изменений когнитивную,
эмоциональную и поведенческую и могут быть представлены в виде трех основных, более
обобщенных механизмов: корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный
опыт), конфронтация и научение.
Корригирующее эмоциональное переживание включает несколько
аспектов, и прежде всего эмоциональную поддержку. Эмоциональная поддержка означает для
пациента принятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его
внутреннего мира, готовность понимать его исходя из его собственных отношений, установок и
ценностей. Конструктивная переработка содержания обратной связи, становление адекватного
самопонимания предполагают принятие пациентом новой информации о себе, которая часто не
соответствует собственным представлениям. Низкая самооценка, эмоционально негативное отношение
к себе затрудняют восприятие новой информации, обостряя действие защитных механизмов; более
позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает
сопротивление, делает пациента более открытым новой информации и новому опыту. Это означает, что
самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в становлении адекватного
самопонимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому процессу. Эмоциональная
поддержка оказывает положительное, стабилизирующее воздействие на самооценку, повышает степень
самоуважения и, таким образом, корригирует такой важнейший элемент системы отношений, как
отношение к себе. Перестройка отношения к себе происходит, с одной стороны, под влиянием нового
знания о себе, а с другой в связи с изменением эмоционального компонента этого отношения,
которое обеспечивается в основном за счет эмоциональной поддержки. Принятие пациента группой
способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение пациентом групповых
психотерапевтических норм, повышает его активность, ответственность, создает условия для
самораскрытия. Корригирующее эмоциональное переживание также связано с переживанием
пациентом своего прошлого и текущего группового опыта. Возникновение в группе различных
эмоциональных ситуаций, с которыми пациент в реальной жизни не мог справиться, позволяет в
особых психотерапевтических условиях вычленить эти переживания, проанализировать, переработать, а
также выработать более адекватные формы эмоционального реагирования. При этом вовсе не
обязательно, чтобы эти ситуации были абсолютно идентичными по содержанию, в данном случае речь
идет о совпадении эмоций, их сопровождающих. Еще один аспект корригирующего эмоционального
переживания связан с проекцией на групповую ситуацию эмоционального опыта родительской семьи.
Анализ этих переживаний на основе эмоционального взаимодействия в психотерапевтической группе
позволяет пациенту в значительной степени переработать и разрешить эмоциональные проблемы,
уходящие корнями в детство.
Конфронтация, по мнению большинства авторов, является ведущим механизмом групповой
психотерапии. Конфронтация понимается как «столкновение» пациента с самим собой, со своими
проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими
стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членом группы и группой как целым.
Благодаря наличию обратной связи каждый из участников группы получает информацию о том, какие
реакции у окружающих вызывает его поведение, как он воспринимается другими, в каких случаях его
интерпретация эмоционального содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и
|