психотерапевтических направлениях Н. также играет определенную роль и осуществляется прямо и
косвенно. Благоприятные условия для Н. создаются, в частности, в процессе групповой психотерапии.
Группа является моделью реального поведения пациента, в которой он проявляет типичные для него
поведенческие стереотипы и таким образом создает условия для исследования индивидом собственного
поведения и межличностного взаимодействия, позволяет вычленить в нем конструктивные элементы,
приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания. В групповой ситуации
многопланового реального эмоционального межличностного взаимодействия в значительной степени
облегчается отказ от нежелательных поведенческих стереотипов и выработка навыков адекватного
поведения и полноценного взаимодействия с другими людьми. Существенную роль в этом процессе
играет наблюдение за участниками группы, теми реакциями, которые это поведение вызывает, а также
имитационное поведение. Новые, более адаптивные формы взаимодействия положительно
подкрепляются в группе, пациент начинает ощущать свою способность к изменениям, которые приносят
удовлетворение ему самому и положительно воспринимаются окружающими. В современных
направлениях недирективной психотерапии Н. осуществляется в рамках модели социального Н. скорее
косвенным путем.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ. История психотерапии уходит в далекое прошлое.
Еще Гиппократ представил типологию темперамента и считал слово одним из лечебных средств.
Однако собственно научные обоснования, позволяющие рассматривать психотерапию в качестве
научной дисциплины, стали накапливаться лишь в нашем веке. Особенно бурная эволюция отмечается
в психотерапии за последнее десятилетие, когда новые научные разработки и исследования позволили
увидеть в психотерапии именно научную дисциплину, а не просто собрание методов, основанных на
личных свидетельствах или системе убеждений,
созданной той или иной «школой», что может иметь
больше общего с религиозными представлениями, чем с открытым научным подходом.
Вопрос о том, какой метод психотерапии является научным или ненаучным, остается открытым
до настоящего времени, поскольку, несмотря на получение новых, более точных научных результатов,
еще многие задачи в одном из наиболее сложных подходов к человеку психотерапии остаются
нерешенными. Нельзя также упрощать проблему научности в психотерапии до положения, что занятия
дипломированного специалиста врача или психолога являются научно обоснованными, а других лиц
ненаучными. В качестве общей предпосылки научного и ненаучного подходов в психотерапии можно
представить такую, при которой у ненаучно работающих психотерапевтов познавательные
(когнитивные) структуры построены на основе личного опыта, тогда как применение научно
обоснованных психотерапевтических методов опирается на современные теоретико-методологические
научные знания. Известно, что многие психотерапевтические методы, использующиеся в настоящее
время, не возникли под влиянием теорий общей психологии, а явились производными от личной
интуиции и опыта. Во многих таких случаях научное обоснование отсутствует.
Под психотерапией обычно понимается или ряд методов, которые включают психологические
средства для лечения психических расстройств, или практическую работу тех, кто использует эти
методы. Такая дифференциация соответствует различиям между методологическими нормами и
психотерапевтической практикой. Психотерапевтические методы могут интерпретироваться как
методологические нормы, если их описание содержит информацию об инициирующей ситуации и
диагнозе проблемы, терапевтических целях, предлагаемых психотерапевтических действиях. Различные
личностные характеристики, условия окружения и т. д., которые важны для данного типа лечения, также
могут быть частью первичной ситуации или понимания проблемы. Предложения для терапевтических
действий могут быть в виде простых или сложных вмешательств, как и при использовании
терапевтических субстратегий, таких, например, как фокусирование, интерпретация или
конфронтация. Дополнительно нужно знать о том, какие действия могут быть реализованы и при каких
условиях (в пределах терапевтического процесса), а также с какой целью. Определение показаний к
применению тех или иных методов является общим правилом действий, указывающим, какие меры
являются оптимальными при актуальных условиях, и включает предикторы возможности успеха в
отношении единичного случая (Baumann U., von Wedel В., 1981).
Методы научно не обоснованной психотерапии обычно не имеют точных показаний, их цели
недостаточно ясны (поэтому вопрос об эффективности не может ставиться), часто бывает трудно понять
|