коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или
описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации;
современное направление постэриксоновской психотерапии (эриксоновский гипноз,
позитивная
психотерапия), разрабатываемое с 1975 г. американцами Бендлером (Bandler R.) и Гриндером (Grinder J.)
(математиком и лингвистом по базисному образованию) и их последователями.
Н. п. базируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики Эриксонa (Erickson M.
H.), Сатир (Satir V.) (семейная психотерапия), Перлса (Perls F. S.) (гештальт-терапия)
и других
представителей американской психотерапии; 2) на современных данных о межполушарной асимметрии
различиях в переработке информации правым и левым полушариями; работах Бейтсона (Bateson G.),
посвященных «экологии разума», со ссылкой на зоопсихологические данные формирования
нестандартных «творческих» стереотипов поведения дельфинов при определенных условиях
дрессировки; 3) на трансформационной грамматике Хомского (Chomsky N.), выделяющей глубинные
структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 4) на исследованиях кибернетики
1950-1960-х гг., стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории
логических типов Рассела (Rassel В.). Таким образом, Н.п. является междисциплинарной интегративной
концепцией необихевиористской ориентации.
Базисные постулаты Н. п. можно сформулировать следующим образом:
1. Человеческий организм, мозг подобны компьютеру, имеющему набор программ. Помимо
генетического программирования, формирование «программ» стереотипов поведения и
жизнедеятельности в целом осуществляется путем закрепления внушений значимых лиц,
самопрограммирования и стрессовых переживаний, сопровождающихся трансовыми состояниями
сознания.
2. Большая часть «программы» не осознается и не предъявляется в речи, но отражена в
глубинных речевых структурах. Важную информацию «программы» подготовленный наблюдатель
может считывать, задавая целенаправленно сформулированные вопросы и ориентируясь на
специфические (формальные) языковые структуры и индивидуальные невербальные проявления в
ответе человека.
3. Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом и, вероятно, имеют и в
настоящем адаптивные функции. Но возможно «перепрограммирование» (точнее
самопрограммирование) человека на новые, более адаптивные стереотипы на основе особенностей
переработки информации и трансовых состояний пациента.
4. Н. п. акцентирует внимание на «подстройке» к пациенту и эффективных технологиях
взаимодействия с ним (а не на концептуальных основаниях или эмпатических взаимоотношениях с
пациентом, что характерно для психодинамического или гуманистического направления). Такая
«техническая» ориентация сочетается с бережным вниманием к самоценности человека и принципом
«не вреди».
В Н. п. разработаны специфические методы диагностики и коррекции. При диагностике
выявляются речевые искажения метамодели,
ведущие репрезентативные системы переработки
информации, проводится калибровка индивидуальных невербальных ответов «данет» и
поверхностных коррелятов глубинных речевых структур.
Диагностика ведущей репрезентативной системы, позволяющая выбрать оптимальную форму
подстройки к пациенту, проводится посредством анализа речевой продукции и поведенческих
стереотипов (см. Биас-тест определения репрезентативных систем) и калибровки глазодвигательных
сигналов.
Представленная схема (табл. 5) отражает пространственную проекцию репрезентативных систем
на поле зрения человека. Так, быстрые нистагмоидные движения глазных яблок влевовверх
указывают на репрезентацию визуальных воспоминаний и т. д. Можно предположить, что подобная
проекция глазодвигательных сигналов отражает и мозговую архитектонику. Помимо приведенной
типичной пространственной структуры, могут встречаться и индивидуальные отличия. В любом случае
в работе с пациентом рекомендуется калибровка индивидуальных проекций репрезентативных систем и
стратегий переработки информации посредством целенаправленных команд-вопросов с последующим
отслеживанием глазодвигательных реакций. Тест-вопрос, адресованный визуальной памяти, может
|