борьбой с навязчивыми представлениями. Однако и фобии, и обсессивные состояния вызываются
стремлением избежать ситуаций, обусловливающих тревогу. Невроз порождается не только
первичными условиями (внешняя и внутренняя ситуация, ведущая к первому появлению симптома), но
и вторичными (закреплением страха ожидания). Необходимо разорвать эти круговые механизмы.
Сделать это можно, лишив подкрепления опасения больного. При этом следует учитывать, что пациент
с фобией боится чего-то, что может с ним случиться, в то время как больной с обсессией боится и того,
что может совершить сам.
В данных случаях следует обратиться к столь характерной для человека способности к
самоотстранению, которая особенно ярко отражается в юморе. Юмор важное свойство человеческой
личности; он дает возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому
себе, и тем самым обрести над собой полный контроль. Мобилизация этой способности человека к
дистанцированию и достигается с помощью метода П. и. Ф.
П. и. Ф. построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществили то (при фобии) или
чтобы он сам осуществил то (при обсессии), чего он так опасается. При этом парадоксальное
предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме.
Очевидно сходство П. и. Ф. с вошедшими позже в обиход методами поведенческой
психотерапии. Однако, хотя в обоих случаях используется понятие подкрепления, не следует забывать о
различиях, что иллюстрируется, например, сравнением с техникой «жетонов», где позитивно
подкрепляется желаемое, правильное поведение. 9-летний мальчик регулярно, каждую ночь, мочился в
постель. Родители и били сына, и стыдили его, и уговаривали, и игнорировали все было безуспешно,
становилось только хуже. Человек, к которому они обратились за советом, сказал мальчику, что за
каждую ночь, когда он намочит постель, он получит по 5 центов. Мальчик немедленно пообещал
сводить его в кино и пригласить «на чашку шоколада» настолько он был уверен, что скоро
разбогатеет. К моменту следующей встречи пациент заработал всего 10 центов. Он сказал, что делал все
возможное, чтобы мочиться в постель каждую ночь и заработать таким образом как можно больше денег,
однако, к сожалению, ничего не получалось. Он просто не мог понять этого, ведь прежде с этим у него
все «было в порядке».
Логотерапия предвосхитила многое, что позднее поведенческой психотерапией было поставлено
на солидную экспериментальную основу. Так, исследуя эффективность П. и. Ф., поведенческие
психотерапевты подбирали пары больных неврозом навязчивых состояний с одинаково выраженными
симптомами и одного из них лечили методом П. и. Ф., а другого оставляли без лечения в качестве
контрольного пациента. Было установлено, что в течение нескольких недель симптомы исчезали только
у больных, подвергшихся лечению, при этом ни в одном случае не возникли новые симптомы вместо
прежних.
П. и. Ф. помогает даже в тяжелых и хронических случаях, причем и тогда, когда лечение длится
недолго. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые страх
представляет как опасные. Если больной будет сам искать эти ситуации, научится действовать «мимо»
страха, то последний постепенно исчезнет, как бы «атрофируется» от бездействия.
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ МЯСИЩЕВА. На становление психотерапии в
нашей стране существенное влияние оказала концепция патогенетической психотерапии. Основные
положения ее как системы личностно-ориентированной психотерапии были сформулированы на
основе «психологии отношений» В. Н. Мясищева (1893-1973) еще в 30-40-х гг. Одним из
фундаментальных положений последней явилось понимание личности как системы отношений
индивида с окружающей социальной средой. Начало исследования личности как системы отношений
связано с именами основателей русской медицинской психологии В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского.
В дальнейшем эти исследования были продолжены и развиты их учеником В. Н. Мясищевым, которому
и принадлежит более детальная разработка указанной концепции личности как в общепсихологическом
плане, так и применительно к теории и практике медицины и в особенности к учению о неврозах и
психотерапии.
Подход к проблеме личности неразрывно связан с вопросом о соотношении биологического и
социального в человеке. Задавая себе вопрос, является ли личность биосоциальным или социальным
образованием, В. Н. Мясищев (1971) отвечает на него так: «Считая, что личность представляет собой
|