смысле фрейдовского переноса.
Основную положительную роль играют авторитет врача, его
социальная направленность, широта кругозора, знание жизни, такт, умение слушать пациента
(Шерешевский А. М., 1977), сочувственно-благожелательное к нему отношение, не исключающее в
необходимых случаях противодействия социально-неприемлемым тенденциям больного. Роль врача в
психотерапевтическом процессе не пассивная. Психотерапия эмоционально насыщенное
воздействие психотерапевта, в котором участвуют, наряду с его словом, и выразительность его мимики,
и манера обращения с больным, и влияние всего режима лечебного учреждения.
Хотя в общении с врачом находит известное отражение система жизненных отношений
больного, но далеко не полное. Их выяснение происходит в процессе умело проводимых
психотерапевтических бесед.
П. п. М. предполагает уточнение особенностей жизненного опыта
больного в различные возрастные периоды, отношения его к себе и окружающим, его тягостных и
радостных переживаний, интересов, системы оценок, мотивации своего поведения, понимания жизни
и мира в целом и своего места в нем, его мечтаний и ожиданий, симпатий и антипатий всего того,
что образует внутренний мир человека, и сопоставление этих данных с реальными условиями его
жизни в настоящем и прошлом. Внимание пациента привлекается не только к его субъективным
тенденциям и тем внешним обстоятельствам, с которыми они пришли в противоречие. Основная задача
заключается в том, чтобы в процессе психотерапии сам больной неврозом уловил взаимосвязи между
историей его жизни, сформированными ею отношениями, вытекающими из них неадекватными
реакциями на сложившуюся ситуацию и проявлениями болезни все те взаимосвязи, которые он до
того не осознавал. Уяснение их является переломным моментом в терапии, но достигается оно не сразу.
При успешном продвижении в этом направлении больной становится менее напряженным, более
откровенным, постепенно начинает критически переосмысливать свои прежние жизненные позиции,
иначе оценивать свою ситуацию. Решающим моментом служит завершающая процесс психотерапии
перестройка нарушенных отношений больного. При этом речь идет не просто об изменении отношения
к данному травмирующему обстоятельству, что само по себе не всегда возможно. Излечение наступает,
если удается изменить систему отношений больного в целом, если изменятся в широком плане его
жизненные позиции и установки.
Психотерапевт осуществляет «дело перестройки личности и отношений больного», опираясь на
такие капитальные ее свойства, как сознательность (способность человека давать отчет о событиях не
только настоящего, но и прошедшего и будущего), социальность (способность подчинять собственные
интересы общим), самостоятельность (способность управлять своим поведением согласно общественно-
социальным требованиям). «Эти сугубо личностные черты, недостатки их развития, пишет В. Н.
Мясищев (1973), в той или иной из многочисленных комбинаций являются причинами невроза в
трудных, вызывающих перенапряжение социальных условиях». И далее: «Именно в этом смысле и
применительно к такому пониманию неврозов и их лечения может быть с правом применено понятие
психотерапии отношений, использовавшееся ранее преимущественно по отношению к детям и в плане
психоаналитического их лечения».
В психотерапевтических беседах применяются различные подходы и приемы: ободрение,
убеждение, переубеждение, отвлечение, разъяснение сущности невроза и его симптомов. В дополнение
к беседам, в зависимости от симптоматики невроза и его течения, оказываются полезными и другие
психотерапевтические методы: внушение наяву и в гипнотическом состоянии, наркогипнотерапия,
аутогенная тренировка и др. Эти методы могут выдвигаться на первый план при легких невротических
расстройствах или при острых, относительно изолированных невротических моносимптомах.
Психотерапия может сочетаться с применением медикаментозных средств и физиотерапии,
способствующих нормализации нервных процессов и создающих фон, облегчающий контакт врача с
больным. Однако эти средства имеют вспомогательное значение. В систему психотерапии входит и
возможное содействие врача в нормализации, где это требуется, производственной или семейно-
бытовой ситуации.
П. п. М. создавалась в трудные для нашей страны 30-50-е гг. В работах самого В. Н. Мясищева и
его учеников, посвященных патогенетическому пониманию неврозов и их психотерапии, не могло не
отразиться общественное сознание того времени с подчеркнутой идеологизацией психотерапии.
Отсюда чрезмерно частые в этих работах ссылки на марксистско-ленинскую методологию и учение о
|