1. Постановка целей. Пациент или член группы определяет, какие навыки поведения он хотел бы
приобрести в результате работы. В индивидуальном П. т. (функциональная тренировка поведения)
может быть составлена иерархия целей по сложности достижения. Пока не достигнута одна цель,
переходить к другой с помощью психотерапевтических приемов не следует.
2. Измерение и оценка проблем. Чаще всего проблемы отражают либо избыток чего-либо
(слишком много курит, испытывает сильную тревогу), либо недостаток (мало занимается, не слушается).
Задача пациента научиться на занятиях анализировать, что предшествует проблемному поведению,
как и когда оно проявляется, каковы будут его последствия. Воздействие этой поведенческой цепочки на
любом этапе может привести к положительным изменениям. Членов группы необходимо поощрять
заниматься самонаблюдением и записывать данные о себе.
3. Психотерапевтические приемы. В зависимости от индивидуальной и групповых целей
выделяются следующие методические приемы П. т.: использование ролевых игр; четкое тематическое
построение занятий; объединение ролевых игр с трансактным анализом;
интегративный подход с
использованием техники гештальт-терапии и психодрамы.
Репетиция поведения основная методика в П. т., состоящая из ролевого проигрывания
сложных ситуаций, которые в свое время создавали или могут создать в будущем определенные
трудности для пациента. В процедуре репетиции поведения используются элементы оперантного и
наблюдательного научения.
Слушая смоделированные уверенные ответы и испытывая их влияние,
участники косвенно обучаются этому умению. В некоторых группах применяются аудио- и видеозаписи
образцов уверенного поведения. Моделирование особенно полезно тогда, когда участник группы имеет
ограниченное представление о том, каким может быть положительное, уверенное поведение в данной
ситуации. Другим компонентом репетиции поведения является подкрепление.
Чаще всего это
поощрение за любое улучшение, а не только за завершение сложного эпизода, демонстрирующего
уверенность в себе.
4. Домашняя работа. Этот способ, поощряющий перенос поведенческих изменений во внешний
мир, служит «экологической проверкой» приобретенных навыков. Кроме того, дома осваиваются
различные методы релаксации и угашения тревоги.
Группы П. т. наиболее эффективны при обучении такому важному умению, как уверенность в
себе. Разный жизненный опыт членов группы является благоприятной почвой для создания и отработки
уверенных, неуверенных и агрессивных ответов и для обеспечения обратной связи.
ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. П. п., как отмечается в отечественной литературе,
обычно используется для продолжения психотерапевтической работы с больными неврозами,
алкоголизмом, другими нервно-психическими и соматическими заболеваниями после завершения
основного курса амбулаторного или стационарного лечения. Различные формы П. п. показаны
пациентам, которым не удалось выполнить весь комплекс лечебно-реабилитационных задач в
отведенное для этого время и у которых сохраняются некоторые проявления заболевания. Это могут
быть как отдельные больные, так и группа амбулаторной П. п. при том же отделении или том же
медицинском учреждении, в котором они находились на лечении. Задачей П. п. является продолжение
начатой ранее психотерапии с целью стабилизации и поддержания удовлетворительного состояния и
возможно более полной социально-трудовой реабилитации пациентов, а также предотвращения
рецидива заболевания.
П. п. позволяет поддерживать тесный контакт между больным и врачом, который осуществляет
все необходимые мероприятия по оказанию помощи пациенту в разрешении имеющихся у него
трудностей, конфликтных ситуаций, по перестройке нарушенных отношений личности, проводя эту
работу с учетом особенностей клиники, патогенеза, целей и задач, а также результатов предшествующих
этапов лечения.
В зависимости от характера и клинической картины заболевания в ходе П. п. могут применяться
различные психотерапевтические методы: рациональная психотерапия во всем многообразии ее форм и
приемов, активирующая психотерапия, гипнотерапия, аутогенная тренировка,
разные варианты
поведенческой и групповой психотерапии и др., а также общеоздоровительные мероприятия. П.п. с
больными проводится 1 раз в неделю или реже в течение периода времени (от нескольких месяцев до 1
года и более), определяемого психотерапевтом с учетом клинических особенностей заболевания и
|