возникновения, помочь пациенту высвобождать подавленное, познавать собственное «Я».
Сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее
высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.
Сторонники вышеописанных взглядов ставят во главу угла творчество не просто как действие,
процесс, а подчеркивают его эстетическую сторону. Интегрирующая роль искусства заключается в том,
что творческий процесс снижает напряжение, ведущее к неврозу, и объективизирует внутренние
конфликты. Анастази (Anastasi А.), Фолей (Foley I. P.), M. П. Кононова используют интегративно-
креативные возможности искусства как способ борьбы с дезинтеграцией и беспорядочностью психики,
средство влияния на характер построения зрительных представлений, как способ регуляции и
реконструкции «Я» при потере реальности.
С позиции адаптации А. расценивается как интегрирующий адаптационный механизм,
предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде,
способствующий общей гармонизации личности.
Другими механизмами лечебного действия А. являются отреагирование и сублимация.
Художественная сублимация возникает, когда инстинктивный импульс человека заменяется
визуальным, художественно-образным представлением. Как полагают сторонники этой концепции,
творчество как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем
самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы (сексуальные, агрессивные) и
эмоциональные состояния (депрессию, тоску, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность и т. п.).
Таким образом снижается опасность внешних проявлений указанных переживаний в социально
нежелательной деятельности. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения,
позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или в речи, а врачу обеспечивает прямой
доступ к бессознательному. Кляйн (Klein M.) рассматривает рисование как компенсирующий акт,
позволяющий больному подавить брутальную агрессию. Осуществляется это путем сознательной
творческой деятельности и происходящей в процессе ее сублимации через выражение в символическом
виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Арттерапевтические произведения
способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им
отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться»; выразить
свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или
выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы
ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в
результате А. больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения и ощущения окружающего
мира. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное
выражение бессознательных конфликтных элементов.
Проективное рисование не является А. в полном смысле этого слова, поскольку здесь не ставится
цель достижения эстетического результата. В отличие от предыдущих направлений в работе с больными
в этом случае главное внимание уделяется отнюдь не процессу созидания. Ведущим является
целенаправленная ориентация психотерапевта на проективный аспект процедуры и его
сосредоточенность на информации. Функция проективной терапии заключается в том, что проекция
внутренних представлений кристаллизуется и укрепляет в постоянной форме воспоминания и фантазии.
В ходе проективной А. должна стимулироваться демонстрация чувств, отношений, состояний для того,
чтобы человек узнал, понял все эти чувства и преодолел их в себе. Специфика проективного рисования
заключается в том, что врач предлагает больному сюжет проективного характера и потом обсуждает
рисунки и интерпретирует их.
При рассмотрении А. как занятости предполагается, что изобразительное творчество действует
так же, как и другие подобные формы работы с больными, что целеустремленная и плодотворная
деятельность, осуществляемая при А., является «оздоровляющим процессом», который ослабляет
нарушения и объединяет здоровые реакции. Особое значение придается коллективному характеру
занятий А. Им приписывается катализирующий и коммуникативный эффект, способствующий
улучшению самоощущения, пониманию своей роли в обществе, собственного творческого потенциала и
преодолению трудностей самовыражения. Помимо того что А. является интересной, эмоционально
значимой формой занятости, она еще и дополнительный способ общения больных между собой.
|