с проспективным.
8. «Минимум усилий, максимум достижений». П. п. А. использует знания о том, как надлежащим
образом оперировать со сложными самоорганизующимися системами и как эффективно управлять
происходящими в них процессами. Главное не сила (как это может быть представлено в классическом
гипнозе),
а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздействия на сложную систему.
Малые, но правильно организованные резонансные воздействия на сложные системы
чрезвычайно эффективны. Известно, что для модификации системы необходимо изменить, как
минимум, одно правило, влияющее на ее функционирование. Об этом свидетельствует опыт работы с
субмодальностными характеристиками, тонкими психическими элементами, которые организуют
восприятие и описание карты мира. Работа с ними по определенным изменениям личности напоминает
«булавочное воздействие», которое влечет за собой множественные изменения всей системы по
принципу «домино». Таким образом, знание топологии критических точек, запускающих
оздоровительные или элиминирующих патологические процессы, и умение индуцировать их позволяет
эффективно способствовать позитивным изменениям в жизни личности. Используя системный подход в
описании структуры личности, можно наглядно представить этот процесс изменений в виде мобиля
системы взаимосвязанных «коромысел», где воздействие на одно из них приводит к видоизменению
конфигурации всей конструкции. Подобные закономерности были отмечены тысячелетия назад и
изящно сформулированы Лао-Цзы: «слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое
побеждает громкое».
9. «Блажен, кто, творя, ни к чему не привязан». П. п. А. опирается на разнообразные гибкие
психотехнологии, направленные на инициацию процессов нелинейного самостимулирущего роста.
Истоки этих технологий обнаруживаются в различных теоретических и практических школах, народных
традициях целительства. Руководством к использованию как уже известных, так и вновь изобретенных
приемов является принцип адекватности контексту и полезности системе, в данном случае человеку.
Древний суфийский принцип утверждает: «Каждому времени свое поведение. Каждому месту
свое поведение. Каждому состоянию свое поведение». П. п. А. как элемент трансперсонального
пространства в психотерапевтическом движении больше представляет собой искусство в том смысле,
что для выражения себя следует своим собственным интуициям и вдохновениям, а не догмам и
правилам, опираясь лишь на универсальные закономерности, общечеловеческие принципы. Это
импровизация с обязательным условием: знанием нот. П. п. А. согласна с суфийским методом:
«Перенимать то, что имеет ценность, когда и где оно имеет ценность и для кого оно имеет ценность; но
не подражать из благоговения или страха и не копировать из подражательства» (Саид Имам Али Шах).
10. «По ком звонит колокол? Не спрашивай, он звонит по тебе». Из теории сложных
самоорганизующихся систем вытекает, что в соответствующие моменты неустойчивости малые
возмущения, флуктуации, могут разрастаться в макроструктуры. Из этого общего представления следует,
в частности, что усилия, действия отдельного человека не бесплодны. В особых состояниях
неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на
макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного
груза тотальной ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества. Как выявил
Маслоу, самоактуализированная личность имеет высокое чувство принадлежности ко всему
человечеству, но сегодня следует добавить, что она несет ответственность за все человечество в целом
как «глобальный человек», человек мира.
Структурный круг П. п. А. представляет собой замкнутый цикл, включающий в себя семь этапов
(шагов).
0. «Гадание». Неопределенный настрой на получение позитивного результата. Этап
формирования мотивационной доминанты, состояния глубокого ожидания наступающего
выздоровления сродни состоянию «гидан» в дзэн-буддийской практике. Это сильное чувство, которое
постоянно стучится в двери сознания (ума), требуя решения вопроса, это внутреннее давление
актуальной потребности. И в суфийских, и дзэн-буддийских историях подчеркивается, что
воспринимающий знание мастера должен находиться в состоянии готовности воспринимать. Во многих
таких историях ученик приходит к наставнику, но получает отказ до тех пор, «пока сосуд не будет готов
воспринять все богатство учения». Таким образом на этом еще нулевом этапе организуется «внутренний
|