гнетущего воспоминания, т. е. образуется определенный вакуум, когда одна из систем психологической
защиты рушится, исчезает опора.
Интеграция означает примирение (смирение жизнь с миром) фрагментов сознания,
находящихся в конфликте, и слияние их в целостность, прекращение гипертрофированного разрастания
одних элементов сознания (субличностей) в ущерб другим. Слияние частей в целое должно происходить
уже на другом, более высоком уровне их существования. Интеграция может происходить на более
«низком» уровне сознания тела, на уровне нейрогормональных структур, вегетативных реакций, когда на
психическом уровне смешиваются реальности «здесь и теперь» с травмирующей ситуацией «там и
тогда». В ходе психотерапии на этом этапе может произойти то, что Морено (Moreno J. L.) называл
«катарсисом интеграции», вызванным чувством сопричастности с другими частями личности или с
другими действующими лицами в переживаемом событии.
5. «Возвращение» «Самоузнавание». Критическое осмысление, выбор и коррекция выбора.
Под возвращением понимается принятие себя в трансформированном (возрожденном) виде.
Возвращение означает вхождение в новую систему описания (во внутренней коммуникации), а также
возвращение человека в социальные отношения в новом статусе (внешняя коммуникация). Этап
«возвращения» связан с процедурой «абреакции», которая имеет конечной целью устранить путаницу в
мыслях человека. Таким образом, эта процедура по своим задачам является обратной процедуре
«взбалтывания». Это этап, на котором продолжается отбор стратегий, устраивающих сознание.
6. «Провокация» экологическая проверка. Необходимый элемент работы на протяжении всего
процесса П. п. А. Проверка полученного результата осуществляется после применения той или иной
техники, далее на каждом этапе процедуры и, наконец, после окончания курса психотерапевтических
сессий. На этом этапе происходит оценка достигнутого. Осуществляется проверка на соответствие и
различие с первоначально поставленной целью.
7. «Постсказание». Характеризуется работой, направленной на «присоединение к будущему».
Опирается на прогнозирование поведения с учетом введения в жизнь человека подкрепляющих
результат элементов. Если человек пережил «потрясение» как мистический экстаз, мгновенное
вознесение выше своей природы, или, точнее, мгновенное озарение и преображение последней, то в
дальнейшем необходимо постоянно поддерживать достижение через духовное усилие синергии, ибо
оно безвозвратно может быть утрачено. Это может быть организация комплекса психотерапевтических
«ритуалов», позволяющих воспроизводить достигнутое во время курса сессий. После этапов,
перераспределяющих энергию, следует закрепить матрицу ее экономичного использования. Необходимо
введение психотерапевтических ритуалов, позволяющих вызывать особые состояния покоя или
мобилизации, опыт которых пациент получил во время сессий.
«Доверие вера знание»: эволюция процесса П. п. А. Практическая реализация П. п. А.
основана на трансформации понятий «доверие» в «веру», а «веры» в «знание». Таким образом,
установление доверительных отношений это и есть введение человека в преддверие веры.
Следующий шаг посвящение в веру, что означает веру в возможности психотерапевта и его
профессиональные способности. И далее человек посвящается в знание, т. е. приобретает собственный
опыт изменений. После установления доверия в диаде пациентпсихотерапевт и реализации
принципа: «я тебе доверяю, я себя доверяю тебе» есть необходимость перевода этой же матрицы на
самого пациента. Идеальная психотерапевтическая динамика представляет собой трансформацию
доверия к кому-то в доверие к себе, веры в кого-то в веру в себя, знания о ком-то в знание о себе. Все
верования это наименее надежная форма знания. Вера представляет собой больше неуверенность.
Действительно, верить в будущее значит ожидать, что какие-то события обязательно осуществятся,
произойдут. Верить в честность, порядочность человека значит полагать, что человек останется
таковым при любых обстоятельствах навсегда, однако это невозможно проверить, доказать или увидеть.
Если же жизнь подстроит ситуацию, где проверка возможна и результат поведения будет
соответствовать ожиданиям (вере), то появится опыт, т. е. знание.
Таким образом, знание это прямой опыт. Вера это представление об опыте. Вера
недоказанное знание. Знание это опыт переживания, и уже затем следует понимание как способ
описания этого опыта. Вера суть того, на что мы надеемся, и свидетельство того, что невидимо.
Мир знаний и мир веры дополняют друг друга, в П. п. А. это последовательная зависимость.
|