неадаптивные когниции или автоматические мысли, которые содержат большее искажение реальности,
чем обычное мышление и, как правило, человек не понимает их содержание и их воздействие на
эмоциональное состояние. Автоматические мысли выполняют регулирующую функцию, но, поскольку
сами содержат значительные искажения реальности, то не обеспечивают и адекватную регуляцию
поведения, что приводит к дезадаптации. В качестве наиболее типичных искажений или ошибок
мышления указывают фильтрование, поляризованность оценок, чрезмерную генерализацию, обобщение,
персонализацию, ошибочное представление о контроле и ряд других. При этом подчеркивается, что
автоматические мысли носят индивидуальный характер, но также существуют и специфические для
определенных расстройств автоматизированные мысли. Так, депрессия связана с пессимистическим
взглядом на себя и свое будущее, на окружающий мир, с мыслями об ущербе, потерях в личностной
сфере, тревога с мыслями об опасности, угрозе, о том, что другие будут отвергать, унижать,
недооценивать, фобии с мыслями об опасных событиях, которых нужно избегать, о невозможности
общего контроля над ситуацией и т. д. Автоматические мысли специфичны и дискретны, они являются
своего рода стенограммой и представлены в сознании человека в свернутом виде. Задача когнитивной
психотерапии состоит в том, чтобы найти и вскрыть искажения мышления и исправить их. Человека
можно обучить сосредоточиться на интроспекции и определить, как мысль связывает ситуацию,
обстоятельства с эмоциональным ответом.
С точки зрения Эллиса между стимулом и реакцией также находится когнитивный компонент
система убеждений человека. Элис выделяет два типа когниции дескриптивные, или описательные
(информация о том, что человек воспринял в окружающем мире, чистая информация о реальности), и
оценочные (отношение к этой реальности, выражающееся в ее обобщенной оценке, оценочная
информация о реальности). Дескриптивные когниции связаны с оценочными, но связи между ними
могут быть различной степени жесткости. Гибкие связи между дескриптивными и оценочными
когнициями формируют рациональную систему установок (убеждений), жесткие иррациональную.
Нормально функционирующий индивид характеризуется рациональной системой установок системой
гибких эмоционально-когнитивных связей, которая носит вероятностный характер, выражает скорее
пожелание или предпочтение. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций.
Хотя иногда они и носят интенсивный характер, однако не захватывают его надолго и поэтому не
блокируют его деятельность и не препятствуют достижению целей. Иррациональные установки это
жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями, которые носят абсолютистский
характер (типа предписаний, требований, обязательного приказа, не имеющего исключений).
Иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого
предписания. Невозможность реализовать иррациональные установки вызывает длительные, не
адекватные ситуации эмоции, которые препятствуют нормальному функционированию индивида. С
точки зрения Эллиса, эмоциональные расстройства обусловлены именно нарушениями в когнитивной
сфере иррациональными убеждениями или иррациональными установками.
Таким образом, все существующие методы поведенческой психотерапии непосредственно
связаны с определенными психологическими теориями научения и представляют собой их
практическое приложение. Поведение психотерапевта в данном случае также полностью определяется
теоретической ориентацией: если задачи психотерапии состоят в научении, то роль и позиция
психотерапевта должна соответствовать роли и позиции учителя или технического инструктора,
активно вовлекающего пациента в совместную работу. Основная функция психотерапевта состоит в
организации эффективного, научно-обоснованного процесса научения.
Гуманистическое (опытное) направление. Это направление в психотерапии весьма неоднородно,
что находит выражение и в разнообразии терминов, которые используются для его обозначения, и
связано с традиционным включением в это направление самых разнообразных психотерапевтических
школ и подходов, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей ее достижения.
Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой
личности рассматривается как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет
переживания, осознания, принятия и интеграции собственного субъективного опыта и нового опыта,
полученного в ходе психотерапевтического процесса. При этом далеко не всегда эти подходы отчетливо
имеют в своей основе собственно гуманистическую психологию. Однако, учитывая сложившуюся
|