интеграции, восстановления целостности и единства человеческой личности. Эта цель может быть
достигнута за счет переживания, осознавания, принятия и интеграции существующего опыта и нового
опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса. Но существуют различные представления о
том, каким путем в ходе психотерапии происходит переживание и осознавание опыта, способствующие
личностной интеграции. В соответствии с этим в «опытном» направлении иногда выделяют три
основных подхода.
Основанием для отнесения той или иной конкретной школы к одной из ветвей «опытного
направления», по существу, являются представления о способах и путях интеграции опыта. Основным
понятием в этом контексте является «встреча» (encounter) как соприкосновение разных миров: встреча с
другими людьми, встреча с самим собой, встреча с Высшим началом. Теоретической основой первого
подхода является собственно гуманистическая психология. В качестве основной цели психотерапии
рассматривается помощь человеку в становлении самого себя в качестве самоактуализирующейся
личности, в раскрытии смысла собственного существования, в достижении аутентичности.
Это
происходит за счет развития в процессе психотерапии адекватного образа «Я», самопонимания и новых
ценностей. Поэтому целью психологического вмешательства является создание условий, помогающих
человеку пережить новый опыт, способствующий личностной интеграции, принятию и осознанию себя
во всем своем многообразии, преодолению неконгруэнтности, росту аутентичности и спонтанности,
освобождению скрытого творческого потенциала и способности к саморазвитию. Необходимость
создания условий, в рамках которых человек получает наилучшие возможности для приобретения и
переработки опыта и его интеграции, определяет и специфические особенности поведения
психотерапевта. Психотерапевт этого направления последовательно реализует в ходе своей работы с
пациентом три основные переменные психотерапевтического процесса: эмпатию,
безусловное
положительное отношение к пациенту и собственную конгруэнтность. Эмпатия понимается как
способность психотерапевта встать на место пациента, «вчувствоваться» в его внутренний мир,
понимать его высказывания так, как он сам это понимает. Безусловное принятие предполагает
отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной ценностью, независимо от того, какое
поведение он демонстрирует, как оно может быть оценено, независимо от того, какими качествами он
обладает, независимо от того, болен он или здоров. Собственная конгруэнтность или аутентичность
психотерапевта означает истинность поведения психотерапевта, поведение, соответствующее тому,
каким он есть на самом деле. Эти три параметра, вошедшие в литературу под названием «триада
Роджерса»,
отчетливо связаны с психологической концепцией и, по сути, представляют собой
«методические приемы», способствующие изучению пациента и достижению необходимых изменений.
Гуманистическая психология под влиянием феноменологической традиции рассматривает познание
другого человека только как процесс непосредственного обращения к его субъективному опыту. Этим
определяется роль эмпатии как метода познания другого человека. Не имеет смысла изучать различные
отдельные элементы, а необходимо попытаться понять человека как некую целостность. Эмпатия как
«вчувствование» во внутренний мир пациента, погружение в его субъективный мир, субъективный
опыт, представляет собой необходимый способ («метод») познания пациента. Безусловное
положительное отношение к пациенту со стороны психотерапевта восполняет дефицит безусловного
принятия со стороны родителей (фактора, препятствовавшего формированию целостного, адекватного
образа «Я» и вызвавшего рассогласование между Я-концепцией и опытом) и создает перспективу
развития адекватного образа «Я». Аутентичность или конгруэнтность психотерапевта показывает
пациенту преимущества открытости, спонтанности, искренности, помогая ему освободиться от
«фасадов». Такие отношения с психотерапевтом пациент воспринимает как безопасные, ощущение
угрозы редуцируется, постепенно исчезает защита, вследствие чего пациент начинает открыто говорить
о своих чувствах. Искаженный ранее по механизму защиты опыт теперь воспринимается более точно,
пациент становится более «открытым опыту», который ассимилируется и интегрируется «Я», что
способствует увеличению конгруэнтности между опытом и Я-концепцией. У пациента возрастает
позитивное отношение к себе и другим, он становится более зрелым, ответственным и психологически
приспособленным. В результате этих изменений восстанавливается и приобретает возможность
дальнейшего развития способность к самоактуализации, личность начинает приближаться к своему
«полному функционированию». Таким образом, в рамках собственно гуманистического подхода
|