П. занимает позицию эмпатической объективности, сдержанности и нейтралитета. Термин
«нейтралитет» не подразумевает безразличие, пассивность, он используется для описания общего
отношения П. и включает в себя профессиональный кодекс, т. е. уважение к индивидуальности
пациента, его праву быть хозяином своей жизни, не допускать, чтобы в нее вторгались или ее нарушали
бы собственные предпочтения и потребности аналитика (Greenson R. R., 1965). В ходе классического
психоанализа поведение П. определяется утверждением Фрейда (Freud S.), что аналитик подобен экрану
или зеркалу по отношению к пациенту, отражает его проявления и не вносит собственных чувств и
личностных ценностей, а также соблюдает «технический нейтралитет», чтобы предотвратить
возможность переносных эротических притязаний на него больного. Контрперенос включает
собственные чувства аналитика, его отношение притязаний к пациенту и является, согласно Фрейду,
помехой в практической работе П., будучи проявлением его бессознательных потребностей и
конфликтов. По мнению современных психоаналитиков, контрперенос полезный практический
инструмент анализа и осознания П. своих реакций; он обеспечивает дополнительные возможности для
распознавания бессознательных процессов пациента. В психоаналитической психотерапии от врача
требуется создание лечебного альянса, или рабочего союза, с пациентом, отражающего реальные
рациональные и нерегрессивные отношения. В аналитической психологии решающую роль в успехе
психотерапии играют не столько узкоспециальные знания П., сколько степень его развития как
личности. По этой причине Юнг (Jung C. G.) первым ввел обязательный учебно-тренировочный анализ
для всех желающих профессионально заниматься аналитической психологией. Он настаивал на
необходимости рационального, разумного контакта между аналитиком и пациентом. Однако врач,
стремящийся к пониманию больного, приближается в процессе анализа к своему собственному
бессознательному и сталкивается с тем, что превращает его в «раненого целителя». Юнг был одним из
первых, кто использовал контрперенос как терапевтический инструмент, он считал его важным
источником информации для П. Аналитик способен настроиться на внутренний мир пациента в такой
степени, что начнет чувствовать или вести себя в манере, которую позднее может осознать как
продолжение внутрипсихических процессов последнего, спроецированных на него.
П. необходимо знать свои коммуникативные особенности, способы преодоления трудностей в
жизни, свои проблемы. Нередко бессознательная потребность врача в подчинении и одобрении со
стороны пациента, чрезмерное стремление руководить им и опекать его, нетерпимость к
противодействию, негативным реакциям или агрессивности больного затрудняют установление
надлежащего контакта. Отрицательно на ход психотерапии может влиять заниженная самооценка П.,
неуверенность, пассивность, поиск признания. Кроме того, сам процесс психотерапии может быть
источником психологического дискомфорта для специалиста. С одной стороны, он не должен
вовлекаться в переживания больного, чтобы объективно оценивать ситуацию, а с другой следует
быть открытым для его чувств, чтобы понять его. Врач обязан сохранять самообладание при
отрицательных реакциях пациента по отношению к нему. П., как полагают психоаналитики, может
освободиться от собственных неадекватных эмоциональных реакций и от неосознаваемой тенденции
удовлетворять свои фрустрированные потребности (например, трудности выражения агрессии,
потребность в признании, в удовлетворении сексуальных импульсов и т. д.) в общении с пациентами
только с помощью длительного аналитического тренинга в качестве пациента.
В других направлениях психотерапии получили широкое признание различные тренинговые
методы подготовки и совершенствования П. Интерперсональный вариант тренинга для П.
ориентирован прежде всего на углубление осознания каждым участником путей формирования и
развития группы, своего функционирования в ней, особенностей эмоциональной коммуникации с
другими людьми, а при необходимости и на изменение соответствующих аспектов своего
восприятия, переживания и поведения. Терапевтический тренинг является формой кратковременной
групповой психотерапии,
предоставляющей участникам возможность анализа и коррекции своих
эмоциональных проблем, освоения при решении этих проблем отдельных психотерапевтических
приемов. В балинтовских группах П. проясняет собственные чувства, стереотипы поведения и «белые
пятна», которые препятствовали и мешали ему в понимании и разрешении сложной ситуации при
лечении пациента, в установлении эффективной коммуникации с ним. При этой форме тренинга речь
идет не об изменении личности П., а о необходимой трансформации его профессионального «Я». Этой
|