феномены («тени», «простейшие формы», цветовые пятна и т. п.). Дальнейшая подготовка состоит в
научении вызывать и удерживать «пассивную концентрацию» при наличии раздражающих помех
яркого света, шума, звучащего радио и т. п.
Первое упражнение. Фиксация спонтанно возникающих цветовых представлений.
Второе упражнение. Вызывание определенных цветовых представлений, «видение» заданного
цвета.
Третье упражнение. Визуализация конкретных предметов.
Четвертое упражнение. Сосредоточение на зрительном представлении абстрактных понятий,
таких как «справедливость», «счастье», «истина» и т. п.
Во время выполнения этого упражнения возникает поток представлений строго
индивидуальных. Например, «свобода» ассоциируется с белой лошадью, скачущей по прерии.
Конкретные зрительные образы, ассоциирующиеся с абстрактными понятиями, помогают, по мнению
Шульца, выявиться подсознательному.
Пятое упражнение. Концентрация «пассивного внимания» на произвольно вызываемых,
эмоционально значимых ситуациях. Во время выполнения упражнения тренирующийся нередко
«видит» себя в центре воображаемой ситуации.
Шестое упражнение. Вызывание образов других людей. Вначале следует научиться вызывать
образы «нейтральных» лиц, затем эмоционально окрашенные образы приятных и неприятных
пациенту людей. Шульц отмечает, что в этих случаях образы людей возникают несколько
шаржированно, карикатурно. Постепенно такие образы становятся все более «спокойными»,
«бесстрастными», смягчаются карикатурные черты, элементы эмоциональной гиперболизации. Это
служит показателем начавшейся «аутогенной нейтрализации».
Седьмое упражнение. Автор назвал его «ответом бессознательного». Тренирующийся спрашивает
себя: «Чего я хочу?», «Кто я такой?», «В чем моя проблема?» и т. п. В ответ он подсознательно отвечает
потоком образов, помогающих увидеть себя «со стороны» в разнообразных, в том числе и тревожащих,
ситуациях. Так достигается катарсис, самоочищение, и наступает «аутогенная нейтрализация», т. е.
излечение. Анализируя описание медитативных упражнений по Шульцу, нетрудно заметить, что они
сводятся к серии приемов своеобразного «аутопсихоанализа».
Соавтор Шульца по 6-томному руководству Луте вводит новые элементы в структуру метода
приемы аутогенной нейтрализации: аутогенное отреагирование и аутогенную вербализацию.
Эти
методы составляют основное содержание 6-го тома руководства по аутогенной терапии.
_Аутогенное отреагирование по Лутэ._ Для нейтрализации отрицательных переживаний
используются приемы «повторения» тех ситуаций, которые и явились причиной психической травмы.
Так же как и при психоаналитических сеансах, во время аутогенного отреагирования врач соблюдает
полную нейтральность. Опыт автора показывает, что мозг пациента сам «знает», в какой форме и в
каком порядке следует «высказывать материал» при аутогенной нейтрализации. Подчеркивается, что
при нейтрализации высвобождается (т. е. вербализуется ) лишь тот «материал», который мешает
нормальной деятельности мозга. Аутогенная вербализация осуществляется при закрытых глазах, а
задачей пациента является рассказ о всех появляющихся в состоянии аутогенного расслабления
сенсорных образах.
В методике практического проведения аутогенного отреагирования по Луте можно выделить
пять основных правил, или условий (Лобзин В. С., Решетников М. М., 1986): 1) необходимость перехода
от стандартных упражнений к пассивному настрою на зрительные образы; 2) ничем не ограничиваемое
вербальное описание любого вида восприятия (сенсорных образов); 3) принцип
психотерапевтического вмешательства в управляемую мозгом нейтрализацию; 4) соблюдение или
признание внутренней динамики, которая присуща периоду аутогенных разрядов; 5) принцип
самостоятельного окончания психотерапевтической работы.
На протяжении всего курса аутогенного отреагирования применяются стандартные упражнения.
Самостоятельное выполнение аутогенного отреагирования допускается только с разрешения
психотерапевта. Интервалы между сеансами составляют 7-10 дней.
_Аутогенная вербализация по Лутэ._ Этот прием в значительной степени аналогичен
аутогенному отреагированию, однако осуществляется без визуализации представлений. В отличие от
|