тренинга они не только восстанавливают утраченные функции и навыки, но и вырабатывают новые.
Все тренинговые программы строятся с учетом еще имеющейся у пациента продуктивности.
Психотерапия в геронтопсихиатрических клиниках и специальных заведениях для пожилых
людей отличается по возможностям, объему, постановке задач и методическим подходам, что связано с
особенностями психических нарушений у людей пожилого и старческого возраста, а именно с
биологическими процессами, лежащими в основе большинства этих заболеваний. Почти при всех
психозах позднего возраста (Тибилова А. У., 1991) психогенному фактору принадлежит роль пускового
механизма, либо вторично декомпенсирующей причины, либо патопластического фактора. Иными
словами, в силу объективных причин (многофакторность патогенеза и биоредуктивная основа
большинства психозов известная стертость дифференцированности причинно-следственных связей и
повышенный риск психической декомпенсации в старости) вычленение психических, а следовательно и
личностно-психологических и социальных факторов в развитии заболевания часто невозможно, что
создает трудности для проведения психотерапии. Вместе с тем психическое заболевание почти всегда
(за исключением глубокого слабоумия) опосредовано личностью больного, что, в частности, выражается
в реакциях на болезнь, перемену обстановки, ожидания, связанные с лечением и перспективой после
выписки из больницы. Несоизмеримо большее значение, по сравнению с собственными проблемами,
связанными с болезнью, для пожилых людей, находящихся в стационаре, приобретают вопросы
непосредственного окружения в палате, взаимоотношений с медицинским персоналом, выбор лечащего
врача, возможность принятия самостоятельных решений относительно ношения больничной одежды,
участия в различных мероприятиях (групповых, развлекательных и пр.). Психотерапия должна включать
как общепсихотерапевтические подходы, так и специальные методы психотерапии. К первым относятся:
создание терапевтической среды, атмосферы доверия, сотрудничества с обслуживающим персоналом,
выработка положительной установки к методам лечения и непосредственному окружению в палате,
повышение психической и социальной активности. Вся обстановка, организационная структура,
процессы взаимоотношений в стационаре должны быть направлены на обучение утраченным в течение
болезни будничным функциям и навыкам, на восстановление способности к решающему поведению
пациента в рамках его возможностей. К организации среды некоторые авторы относят также меры,
возвращающие или стимулирующие чувствительность: визуальные (цветовое оформление помещений,
частая смена настенных украшений), акустические (музыкальные программы, самодеятельность), меры,
направленные на оживление обоняния и вкуса. Сама смена пространственной среды может
способствовать возрастающей стимуляции в психофизической и социальной сферах.
Изучение отношения больного к терапевтической среде, проводившееся в течение нескольких лет
в клинике гериатрической психиатрии Института им. В. М. Бехтерева (Тибилова А. У., 1991),
показывает, что отношения с персоналом и в целом возможность лечения в условиях клиники
реабилитационного профиля оцениваются больными положительно. Показательно, что из многих
личных и профессиональных характеристик врача и медицинской сестры больные отдают предпочтение
их эмпатическим качествам, т. е. привлекательности, способности к сопереживанию, сочувствию.
Отношение пожилых больных к разного рода восстановительным (психо- и социокорригирующим и
активирующим) методам, приемам и к лекарственной терапии оказывается различным. У многих
больных при общем положительном отношении к проводившимся восстановительным мероприятиям
все же преобладает установка на лекарственные препараты, что, по-видимому, зависит от пассивной
позиции и укоренившегося традиционного представления пожилых людей о лечении. Как правило,
больные, находясь в стационаре, высоко оценивают возможности широких внебольничных социальных
контактов и развлекательных мероприятий (частые свидания с родственниками и друзьями, клубные
встречи с выписанными больными, домашние отпуска, посещения кинотеатра, экскурсии по городу,
участие в сеансах музыкотерапии, в литературных вечерах, коллективных просмотрах слайдов и т. д.).
В гериатрических клиниках и специальных заведениях для пожилых людей (домах престарелых,
дневных стационарах, клубах пожилых) применяются также групповые психотерапевтические методы.
Целью групповой психотерапии лиц пожилого возраста являются привлечение их к социальному
взаимодействию, повышение самооценки, усиление независимости, ориентация на реальность и
постоянно меняющуюся действительность. Используются различные групповые техники: групповая
дискуссия,
музыкотерапия, хореотерапия, психогимнастика и др. В то же время, как указывает Розе,
|