должны поддаваться этой критической установке, наоборот, несмотря на нее, вы должны сказать это
именно потому, что чувствуете отвращение к этому. Позднее вы увидите и научитесь понимать причину
этого предписания, единственного, которому необходимо следовать. Так что говорите все, что бы ни
приходило вам в голову. Действуйте так, как будто вы путешественник, сидящий у окна вагона и
описывающий кому-то, находящемуся в глубине купе, сменяющиеся виды. И наконец, никогда не
забывайте, что вы обещали быть абсолютно честным, и ничего не исключайте из-за того, что по той или
иной причине об этом рассказывать неприятно"» (Freud S, 1913).
Эта метафора показывает, что подразумевается под словом «свободная», а именно не исключать
чего-либо сознательно или намеренно. Большинство аналитиков не считают легким делом перевести
«священное правило» (Фрейд, 1916-1917) в продуктивную светскую форму. Каким образом пациент
воспринимает то, что сказал аналитик, зависит от выбора как времени, так и слов. Чем больше Супер-
Эго, тем меньше свободного ассоциирования.
Именно исходя из этой формулы целесообразно знакомить пациента с правилами шаг за шагом,
уделяя особое внимание выбору времени, слов и прежде всего реакциям пациента. Все высказывания
аналитика по поводу правил важны для трансферентных отношений, и то, как он реагирует на вопросы
пациента, особенно о фундаментальном правиле, влияет и на перенос, и на рабочий альянс.
СЕКТОРНАЯ ТЕРАПИЯ ДОЙЧА. Основным принципом предложенной Дойчем (Deutsch F.,
1949) модели психотерапии с ограниченными целями является работа над неосознаваемыми факторами,
влияющими на реальные аспекты, а не на саму ситуацию. Психотерапия фокусируется на ограниченных
аспектах всей проблемы с целью достижения адаптации пациента в тех сферах жизни, с которыми он до
этого не мог совладать. Используются искусственно вызванный положительный перенос и
ассоциативный анамнез вместо свободных ассоциаций.
Психотерапевт, разговаривая с больным,
сосредоточивается преимущественно на симптомах и конфликтах, выделяет ключевые слова и фразы,
сказанные пациентом и отражающие его базисные проблемы, подхватывает некоторые из них,
использует их в беседе и наблюдает за реакцией больного. Эти ключевые слова и фразы, примененные
врачом в качестве стимулирующего материала, обычно вызывают ответную реакцию в форме
свободных ассоциаций. Задача психотерапевта направлять эти ассоциации и поддерживать их
постоянство. С помощью подобных приемов симптомы и актуальные конфликты приводятся в связь с
более глубоко лежащими проблемами. Постоянные конфронтации психотерапевта в какой-то мере
служат целям, на которые обычно направлены интерпретации: оживляются воспоминания, при этом
привычные ассоциативные цепочки разъединяются и заменяются новыми. С помощью такой беседы
психотерапевт направленно учит больного проводить различия между прошлым и настоящим его «Я»,
стимулируя его к коррекции своих защитных установок.
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Особый вид психотерапии, направленный на коррекцию
межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье,
наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976).
В последней четверти XIX в. возникло учение о «семейной диагностике» и «семейном лечении»
(Маляревский И. В., 1886; Smith Z., 1890) различных психических расстройств. Подлинным
основоположником С. п. в России и одним из первых в мире был И. В. Маляревский. В 1882 г. в Санкт-
Петербурге он основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и
подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях
психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или иных проявлений
душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось «семейное воспитание» прообраз
современной С. п.
Потребность населения в С. п. возрастала во всех странах мира, особенно начиная с середины
40-х гг. XX в., после завершения Второй мировой войны (Spiegel J. Р., Bell N. W., 1959), а в СССР в
70-е гг. и после 1990 г. (Мягер В. К., 1976; Эйдемиллер Э. Г., 1994). В настоящее время выделяют
несколько основных направлений в С. п.: психодинамическое (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976;
Костерева В. Я., 1979; Трегубов И. Б., 1987; Бабин С. М., 1996; Ackermann N. W., Franklin P. F., 1985),
системное и стратегическое (Эйдемиллер Э. Г., 1990, 1994; Чаева С. И., 1992; Haley J., 1976; Minuchin S.,
Fishman H. С., 1981; Palazzoli М. S. et al., 1981; Burnham G., 1991), а также эклектическое (Эйдемиллер Э. Г.,
1980; Захаров А. И., 1982).
|