информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации
может быть транслирован психотерапевтом на сеансе совместной встречи, для чего используется прием
«робот-манипулятор». Выслушав противоречивое сообщение участника сеанса, психотерапевт
переводит его на язык жеста, а экспрессивность жеста соотносит с сенситивностью и толерантностью
участников. Таким образом, на этой стадии ведущими оказываются следующие психотерапевтические
методы: недирективная психотерапия, нацеленная в основном на вербализацию неосознаваемых
отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на
друга (попытка установить контакт и добиться эффекта, влияя в иерархизированном порядке на
различные стороны личности участников) (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999). На этапе
реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных
проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах пациентов со сходными
проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и
обучение правилам конструктивного спора.
На поддерживающем этапе, или этапе фиксации, в
естественных семейных условиях закрепляются навыки эмпатического общения и возросший диапазон
ролевого поведения, приобретенные на предыдущих этапах, заслушиваются ответы о динамике
внутрисемейных отношений, проводятся консультирование и коррекция приобретенных навыков
общения применительно к реальной жизни.
Выделение этапов позволяет структурировать процесс С. п., обосновывает последовательность
применения тех или иных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объема
диагностических сведений. По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкису, понятие «этап С. п.» и выбор
адекватной ему психотерапевтической методики взаимосвязанные между собой явления. К
психотерапевтическим приемам, наиболее часто применяемым в С. п., относятся следующие (Мишина
Т. М., 1983):
1) эффективное использование молчания,
2) умение слушать,
3) обучение с помощью вопросов,
4) повторение (резюмирование),
5) суммарное повторение,
6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта,
7) конфронтация,
8) проигрывание ролей,
9) создание «живых скульптур»,
10) анализ видеомагнитофонных записей (Perrez M., 1979).
Сторонники расширенного понимания содержания С. п. считают, что любое индивидуальное
психотерапевтическое воздействие на членов семьи, преследующее цель позитивного влияния на семью
в целом, можно расценивать в качестве одного из вариантов С. п. (Bach О., Scholz M., 1980; Kratochvil S.,
1985). Это допущение оказывается справедливым, если, выслушивая пациента и выдвигая гипотезу о
семейном диагнозе, психотерапевт мыслит категориями целостной семейной структуры и,
«следовательно, предварительно оценивает, как то или иное воздействие отражается на семейных
взаимоотношениях в целом» (Столин В. В., 1981). Кроме того, смысл принципа системности
проявляется в свете идеи о «круговой причинности» в семье, т. е. о взаимодетерминированности
личности и межличностных отношений, согласно которой стиль общения, характер взаимодействия,
тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи с другой, образуют
замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл (Andolfi М., 1980). С. п. является
попыткой разрушения этого цикла и создания конструктивных альтернатив семейного
функционирования.
СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. С. к. является разновидностью семейной психотерапии,
имеющей свои отличительные признаки, границы и объем интервенции. С. к. развивалось параллельно
с семейной психотерапией, и они взаимно обогащали друг друга.
С. к. ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена
(членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей
личностного роста. Принципиальное отличие С. к. от психотерапии заключается в отказе от концепции
|