затрудняющие успешное общение, мешают профессиональной деятельности психотерапевта, однако и
стереотипы, в обычном общении способствующие успеху, должны быть отрефлексированы, так как в
профессиональной деятельности могут оказаться нежелательными. Наряду с осуществлением
специфических для С.-п. т. задач в таких группах, как и при других видах тренинга, в процессе
непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности,
группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развиваются способности
адекватно и полно воспринимать себя и других людей, повышается чувствительность к групповым
процессам и вырабатываются навыки использования этого опыта в своей профессиональной
деятельности.
СОЦИОДРАМА. Специальный вид психодрамы, предложенный также Морено (Moreno J. L.). С.
направлена на раскрытие, анализ и переработку индивидуальных представлений и межличностных
отношений. Предмет же С. отношения между различными группами людей и коллективные
представления.
При создании методов психодрамы и С. автор исходил из того, что каждый человек имеет свой
«частный мир» с присущими ему личными ролями. Однако эти «частные миры» содержат общие,
совпадающие элементы, которые могут рассматриваться в качестве коллективных. Каждая роль
представляет собой сочетание, комбинацию личных и коллективных элементов. Хотя психодрама
направлена на раскрытие и проработку личных элементов, личных ролевых конфликтов,
индивидуальных представлений и особенностей, внутриличностной проблематики пациента, она
может быть центрирована не только на протагонисте (индивиде), но и на коллективе. В таком случае
она обращена к проблематике, затрагивающей всех членов группы, созвучной их личному опыту
(например, какие-либо конкретные аспекты семейных взаимоотношений участников группы), либо к
межличностным эмоциональным отношениям между членами группы и возникающим в связи с этим
общим проблемам, т. е. к проблемам группы (например, неблагоприятной групповой динамике). С. же не
ограничивается проблемами отдельного человека или конкретной группы (психотерапевтической,
психодраматической). Она обращена к проблемам, порожденным тем или иным социумом, той или
иной культурой и характерным для значительного числа людей, больших групп (социальных, этнических
и пр.), и направлена на раскрытие коллективных элементов роли, ролевых конфликтов, представлений,
опыта, отношений между различными группами людей. В центре ее внимания находятся коллективные
ролевые паттерны, репрезентирующие коллективные представления и опыт, переживания,
обусловленные различными социокультурными особенностями и проблемами (социальными,
этническими, расовыми, профессиональными, половыми, этическими и пр.). Морено писал, что «С.
обращается к глубинным социальным реальностям, еще не приукрашенным искусством и не
выхолощенным интеллектуализацией».
В техническом плане С. принципиально не отличается от психодрамы. Можно указать на такие
ее особенности, как значительно большее количество участников, четкую направленность и ориентацию
на группу, а также возникновение в ходе С. таких специфических феноменов, как коллективная
идентификация (в отличие от идентификации между зрителями участниками группы и актером-
протагонистом в психодраме) и коллективный катарсис (в психодраме индивидуальный и групповой).
В процессе проведения С. предоставляется возможность исследования распространенных ролевых
конфликтов, обусловленных социокультурными факторами, а также различных причин одного и того же
коллективного феномена, который рассматривается с разных точек зрения, в разных ситуациях, что
способствует осознанию и проработке коллективных представлений, опыта и ролевых конфликтов и в
конечном счете возникновению взаимопонимания между различными группами людей. Морено
полагал, что С. «открывает двери к новым когнитивным и экспериментальным возможностям
преобразования, к социодраматическому тренингу спонтанности и креативности и прокладывает пути к
переустройству общества».
СОЦИОТЕРАПИЯ. Понятие С. в литературе многозначно. Одни авторы используют его как
синоним терапии средой,
другие понимают под этим терапевтическую активность социальных
работников и социальных терапевтов, третьи совокупность терапевтических приемов из области
терапии занятостью, трудотерапии и реабилитации. Основой всех концепций С. является
представление о том, что социальное окружение в больнице и дома имеет важнейшее значение для
|