подхода к функционированию организма. Он утверждал, что нарушение функций связано не только с
наличием неправильных установок, но и с тем, что человек, как правило, производит неправильные
действия в процессе выполнения задуманного. По мнению Фельденкрайза, в процессе деятельности
совершается много лишних, случайных движений, которые препятствуют «целевому действию»; в
результате выполняется некоторое действие и противоположное ему в одно и то же время. Это
происходит в связи с тем, что человек осознает лишь свои мотивы и результат действия, а сам процесс
последнего остается неосознанным. Фельденкрайз считал мышечное движение важнейшей составной
частью действий человека и пытался изменить поведение, обучая новому способу управления телом. В
своих работах он использовал понятия образа себя и образа действия. Согласно Фельденкрайзу, чтобы
изменить поведение человека, необходимо изменить образ себя, который нам присущ, а это требует
изменения динамики реакций, природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые затронуты
данным действием. Цель разработанных Фельденкрайзом упражнений состоит в том, чтобы создать
способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности благодаря осознаванию
своих действий. Концентрируя внимание на мышцах, участвующих в произвольных движениях, можно
распознать те мышечные усилия, которые излишни и, как правило, не осознаются. При этом появляется
возможность избавиться от действий, которые противоречат изначальной цели субъекта. Для
реализации своих идей Фельденкрайз разработал упражнения, направленные на взаимодействие
различных частей тела, на дифференцирование ощущений, на преодоление стандартных паттернов
движения. Он предлагал изменить поведение человека, обучая его более точному управлению
движениями посредством совершенствования чувствительности.
Отдельными видами Т.-о. п., не укладывающимися в границы опыта классической терапии
Райха, являются бондинг, метод чувственного сознавания, метод структурной интеграции.
Понятие чувственного опыта, его дифференцированное восприятие и переживание являются
основным в методе чувственного сознавания. Чувственное сознавание это процесс осознавания
телесных ощущений, обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, эмоций, образов и
установлению взаимосвязи между ними. Человек с детства приучен преуменьшать значение
собственного опыта и «учится на опыте других», т. е. подменяет свой опыт конструкциями, которые
удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Занятия по методу
чувственного сознавания помогают преодолеть этот барьер, обучают более полному телесно-
инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие
относительно, а наше мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от
окружающих, а не реальной действительностью. Одно из главных положений метода заключается в том,
что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более объективным, а
поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Другим существенным аспектом
метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений
во взаимодействии между участниками группы. Степень близости и дистанцированности, желание
взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования
окружением субъекта вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном
уровне гораздо легче и быстрее.
Гиндлер (Gindler Т.), Селвер, Штольц (Stolze H.) вот далеко не полный перечень специалистов,
стоявших у истоков развития этого метода.
В 20-е гг. нашего столетия Гиндлер разработала новый подход в телесной терапии, в основе
которого лежит стремление воздействовать на саморегуляцию организма.
Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Гиндлер в США. С
1938 г. она активно разрабатывала метод, названный ею методом чувственного сознавания (sensory
awareness). Впоследствии ее работой заинтересовался ряд психоаналитиков, и некоторые из них
Фромм (Fromm E.) и Перлс (Perls F.) стали ее учениками.
Работа Селвер и Брукс оказала большое влияние на Гунтера (Gunther В., 1974), создавшего
технику, названную им «чувственным пробуждением» (sensory awakening), которая во многом
перекликается с работой его учителей.
Упражнения этой техники помогают почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими
чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения.
|