теоретической основой поведенческой психотерапии. Основоположником Б. является Уотсон (Watson J.
В.), который ввел этот термин и опубликовал первую программу Б. Значительное влияние на
формирование Б. оказали эксперименты Торндайка (Thorndike E. L.), заложившие основу для его
возникновения, а также труды И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Методологическими предпосылками Б.
явились принципы философии позитивизма, в соответствии с которыми наука должна описывать
только доступное непосредственному наблюдению. Б. во многом развивался в качестве альтернативы
интроспективной психологии и исключил из области своего рассмотрения все психологические
феномены, не подлежащие строгому научному исследованию, фиксации и измерению. С точки зрения
представителей Б., психология должна была стать наукой о поведении, поскольку поведение является
единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению и
обладающей параметрами, которые можно непосредственно измерить и на которые можно
воздействовать. Поведение понимается при этом как совокупность реакций организма на воздействия
внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Поведение человека, так же как и поведение
животного, описывается жесткой схемой «стимул реакция» (S->R), что рассматривается в качестве
основной единицы поведения. Все внутренние психологические звенья, все психологические
феномены, опосредующие ответные реакции человека, сторонниками ортодоксального Б., по сути,
игнорировались как непосредственно не наблюдаемые. Однако в дальнейшем Б. обращается и к этим
процессам. Усложнение традиционной бихевиористской схемы «стимулреакция» за счет введения
промежуточных переменных знаменует переход к необихевиоризму, который связан с именами Толмена
(Tolman E. С.) и Халла (Hull С. L). Основная формула Б. трансформируется в формулу «стимул
промежуточные переменные реакция» (S->r->s->R). В соответствии с этим стимулы стали
обозначаться как независимые переменные, а реакции как зависимые. Промежуточные переменные
(медиаторы, посредники, интервенирующие переменные) это те психологические образования,
которые опосредуют реакции организма на те или иные стимулы. Под промежуточными переменными
понимают прежде всего совокупность познавательных и побудительных факторов, действующих между
стимулами и ответным поведением.
Центральной проблемой Б. является проблема научения.
В качестве основной цели поведения
выступает адаптация. Будучи психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого
направления в медицине, Б. определяет их подход к проблеме здоровья и болезни. Согласно этим
представлениям, здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не
научился в жизни. Невротический симптом рассматривается как неадаптивное поведение, которое
сформировалось в результате неправильного научения. В соответствии с этим основная цель
поведенческой психотерапии редукция, устранение симптома, иными словами, замена неадаптивных
способов поведения на адаптивные, эталонные, нормативные, правильные, что достигается в процессе
научения. Научение в рамках поведенческой психотерапии осуществляется на основании определенных
схем, связанных с общими теориями научения, сформулированными Б. Методически поведенческая
психотерапия не выходит за пределы традиционной бихевиористской схемы S->r->s->R. Каждая школа
поведенческой психотерапии концентрирует психотерапевтические воздействия на отдельных
элементах и комбинациях внутри этой схемы. Так, методы, основанные на классическом
обусловливании,
используют схему S->R (например, систематическая десенсибилизация);
основанные
на оперантном обусловливании схему:
(например, так называемая жетонная система).
Медиаторное направление концентрирует
воздействие на промежуточных переменных в зависимости от того, какие психологические процессы
рассматриваются в качестве медиаторов (побудительные, как, например, в рационально-эмоциональной
психотерапии,
или когнитивные, как в когнитивной психотерапии)
и какие психотерапевтические
мишени определяются.
В клинической практике Б. не только является теоретической основой поведенческой
психотерапии, но и оказал существенное влияние на развитие такого направления, как терапия средой.
|