завершения сеанса. Работа с определенной проблемой цикл. Большой цикл может занять несколько
сеансов психотерапии. Выделяют (из компьютерной терминологии) помимо больших циклов понятие
вложенных циклов. Вложенные циклы это циклы внутри циклов. Во время прохождения большого
цикла выполняются циклы поменьше. Психотерапевт обращает внимание на вложенные циклы, когда
необходимо работать с несколькими проблемами пациента одновременно. Во время работы с
проблемой А иногда всплывает неотложная проблема Б и захватывает внимание пациента. Можно
быстро решить Б и затем, вернувшись к проблеме А, закончить ее. Это будут вложенные циклы.
Например, психотерапевт несколько сеансов работает над проблемой застенчивости пациента. Однако
на очередной сеанс больной приходит после небольшой ссоры с женой, огорченный по этому поводу.
Даже если тема «застенчивость» еще не завершена, психотерапевт переходит к другой «ссора с
женой», потому что она требует более срочного разрешения. В середине сеанса работы над темой «ссора
с женой» пациент вспоминает, что он оставил в своей квартире включенным газ. Психотерапевт дает
ему возможность позвонить домой, чтобы решить эту проблему, а потом возвращается к проблеме
«ссора с женой». Затем, скорее всего уже на следующем сеансе, возвращается к проблеме застенчивости.
Это вложенные циклы.
Цикл решения проблемы пациента может состоять из нескольких циклов сеансов, каждый сеанс
из нескольких циклов техник и каждая техника из меньших циклов действий. Можно много раз
выполнять маленький цикл, прежде чем завершить большой. Психотерапевт действует и говорит не
просто наугад. Он хорошо осознает открытие и закрытие циклов, и его действия согласуются с этим. Он
легко умеет одновременно отслеживать несколько циклов разной величины.
Психотерапевтический процесс имеет определенный ритм, который в заметной степени может
определяться циклом задавания вопроса и получения на него ответа пациента. Данный цикл
взаимодействия отличается от цикла обычного общения тем, что психотерапевту необходимо
мотивировать больного, найти ответы в собственном уме. Специалист не просто разговаривает, ему не
нужны шаблонные ответы, ему не нужны даже правильные ответы. Психотерапевт задает вопросы,
чтобы побудить пациента, помочь ему открыть что-то новое или увидеть что-то по-другому.
Психотерапия идет в ритме обращения внимания то на внутренние переживания, то на внешние
обстоятельства. Больной воспринимает это и затем направляет часть своего внимания вовне, чтобы
рассказать об этом психотерапевту. Специалист подтверждает получение сообщения, потом опять
побуждает пациента получить больше информации изнутри себя и т. д. Важно не прерывать больного,
когда он ищет ответ на вопрос внутри себя, только из-за того, что это требует некоторого времени. Если
внимание пациента обращено на внешние обстоятельства и он не делает ничего полезного,
психотерапевту следует подумать, о чем его спросить. Но если больной уже обдумывает что-то по
обсуждаемой теме, не следует ему мешать. Мастерство психотерапевта заключается не только в том,
чтобы знать, что говорить, но и в том, чтобы знать, когда молчать.
В каждом событии есть много разных позиций или точек зрения, с которых его можно
переживать. Упрощая, можно выделить 4 основные позиции восприятия, которые обсуждают с
пациентами в циклах психотерапии:
1-я позиция: Позиция человека, который переживает само событие. Главный участник, центр
событий.
2-я позиция: Позиция человека, который тоже участвует в событии. Это может быть
второстепенный участник или тот, кто обусловливает переживание человека в первой позиции.
3-я позиция: Позиция наблюдателя за тем, как происходит событие. Речь идет не об активном
участнике, а о том, кто находится на месте действия.
4-я позиция: Позиция того, кто не находится на месте действия, но получает информацию о нем
на расстоянии.
Например, если больной уже в кабинете у психотерапевта, он находится в первой позиции (1П),
психотерапевт во второй (2П), другой пациент, ожидающий своей очереди, в третьей (ЗП), жена
первого пациента, которая ждет его дома, в четвертой (4П).
Переживания с разных позиций сильно отличаются. Переживая событие с нескольких разных
позиций, человек гораздо полнее воспринимает его. Изменение позиции восприятия может быть
полезным дополнением к любому психотерапевтическому процессу. Собственно говоря, это
|